Основные источники исламского права (фикх)

Исламское право (фикх) – это божественная система оценок человеческого поведения. Основных оценок фикха, относящихся к деятельности человека, пять: обязательно (ваджиб), желательно (мандуб, сунна), дозволено (мубах), нежелательно (макрух), запрещено (харам). Их установление является правом исключительно Всевышнего Аллаха: «Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (сура «Преграды», аят 54). Таким образом, источниками шариата и, в частности, фикха могут быть только те институты, которые выражают Волю Всевышнего. Основными такими источниками являются следующие четыре: Коран, Сунна, Иджма’ и Кияс.

 

Книга Аллаха

 

Коран является Речью Аллаха и не нуждается в других доказательствах своей правообразующей сущности. Аллах говорит (смысл): «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных» (сура «Корова», аят 2); «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение» (сура «Корова», аят 185); «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь» (сура «Перенос ночью», аят 9); «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (сура «Преграды», аят 3).

Положения Корана могут носить как общий характер, регламентируемый разъяснениями и исключениями Сунны и других шариатских доказательств, так и частный, конкретный. Книга Всевышнего Аллаха содержит в себе нормы всех подразделов исламского права.

Примеры аятов Корана, содержащих правовые нормы: «Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Корова», аят 275); «Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29); «…то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…» (сура «Женщины», аят 3); «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырёх свидетелей, высеките восемьдесят раз» (сура «Свет», аят 4); «Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его» (сура «Корова», аят 82)…

В приведённых аятах содержатся самые различные правовые нормы, начиная от положений ритуального поклонения, заканчивая уголовным правом. Однако целью Корана не является подробная точечная регламентация правовых норм. Как исключение в качестве примера можно привести наследственное право, изложенное Кораном в деталях. В большинстве случаев Книга Аллаха разъясняет только основные положения тех или иных актов, оставляя их подробное разъяснение за Сунной. Коран же – это настольная Книга мусульманина, чтение которой является поклонением Аллаху. Такое чтение поддерживает убеждения мусульманина, его искренность и решимость, целеустремлённость и пассионарность.

 

Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

 

Сунна – это всё, что исходит от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), за исключением Корана, из слов, действий и одобрения» [1] (Ас-Суллями, «Усуль аль­-фикх», стр. 103).

Доказательством правообразующей сущности Сунны является Коран: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху» (сура «Женщины», аят 80); «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику» (сура «Добыча», аят 20); «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (сура «Сонмы», аят 36); «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (сура «Сонмы», аят 21); «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Собрание», аят 7).

Примеры хадисов, указывающих на правовые нормы: «Передают, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если двое людей заключают торговую сделку, то каждый из них имеет право расторгнуть её до тех пор, пока они не разошлись и находятся вместе. Если один из них предлагает другому условия, и он соглашается на них, после чего они заключают сделку на этих условиях, то сделка считается заключённой. Если они расходятся после заключения сделки и ни один из них не пытается её расторгнуть, то сделка также считается заключённой» (Аль­-Бухари, Муслим); передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бракосочетание недействительно без опекуна невесты» (Ат­Тирмизи и др.); передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первым, о чём люди будут спрошены в День воскресения, будет пролитая кровь» (Аль-­Бухари, Муслим).

Сунна подтверждает аяты Корана, разъясняет их, регламентирует правила частных исключений из общих положений Корана, а также устанавливает нормы, не упомянутые в нём.

Правовые нормы шариата выводятся из Корана и Сунны на основе множества правил, связанных с природой арабского языка и логическими инструментами совмещения контекстов текстов первоисточников и их указаний. Эти правила изучаются уникальной шариатской наукой «Усуль аль-­фикх», о которой мы поговорим в одной из следующих статей.

 

Иджма’

 


Иджма’ – это единогласное мнение учёных-­муджтахидов, живущих в один период времени, пришедших к согласию в каком­-либо из положений шариата после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (Ас-Суллями, «Усуль аль­фикх», стр. 124).

Свидетельствами об иджма’ как об источнике права являются Коран и Сунна. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (сура «Женщины», аят 59). Словосочетание «обладающие влиянием» в данном контексте имеет несколько смыслов, в том числе подразумевает и учёных-­муджтахидов. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Моя умма не соберётся на заблуждении» (Ибн Маджа).

Иджма’ не устанавливает норм, указаний на которые нет в Коране и Сунне. Она лишь утверждает однозначную правовую трактовку положений этих двух основных источников шариата.

 

Кияс —

 

…это суждение по аналогии в положениях, относительно которых нет прямых текстов шариата (Корана и Сунны), с

Кияс - это суждение по аналогии...

Кияс — это суждение по аналогии…

положениями, относительно которых такие тексты есть.

Доказательством правомерности использования кияса являются Коран, Сунна и единогласное мнение сподвижников Пророка, которые его практиковали. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Если же вы станете препираться о чём-­нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (сура «Женщины», аят 59). Веление обращать неясные вопросы к Аллаху и Его Посланнику – это приказ следовать киясу.

Посылая своего сподвижника Муаза в Йемен, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его о том, как он поступит, если не найдёт решения по какому-­либо вопросу непосредственно в Коране и Сунне. Муаз ответил, что проведёт собственный иджтихад (правовое суждение на основе текстов шариата). На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хвала Аллаху, Который направил посланца посланника Аллаха к тому, чем доволен посланник Аллаха» (Абу Дауд, Ат­-Тирмизи).

Говоря о киясе, учёные выделяют четыре основных пункта (к которым привязывают шариатские условия):

 

1) асль – положение, с которым проводится аналогия;

2) фар’ – положение, на которое проводится аналогия;

3) хукм – правовая норма первого положения, которая распространяется на второе;

4) ‘илля – общая основа двух положений, связывающая их, являющаяся причиной предписания шариатом данной правовой нормы.

 

В качестве наиболее простого и понятного примера кияса можно привести следующий. Аллах говорит (смысл): «Воистину, вино (опьяняющие напитки), азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны» (сура «Трапеза», аят 90). Данный аят запрещает употребление вина. Причина запрета – свойство вина, которое приводит к опьянению человека. Таким же свойством обладает, к примеру, пиво, на которое, соответственно, также распространяется запрет. Таким образом, если спроецировать данный пример на четыре пункта, изложенных выше, то в данном случае асль – это употребление вина, фар’ – употребление пива, хукм – запрет и ‘илля – опьянение.

 

[1] В данном случае речь идёт о Сунне как об источнике шариата. Слово «сунна» имеет и другое значение, которое совпадает со словом «мандуб» (желательное), что означает требование шариата не в строгой однозначной форме (Ас-Суллями, «Усуль аль­фикх», стр. 43).

 

АбдульМу’мин [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *