Основные нормы поста

Пост в месяц Рамадан обязан держать каждый способный на это разумный совершеннолетний (в шариате под совершеннолетием подразумевается половое созревание) мусульманин. Необходимо приучать детей держать пост, начиная с семи лет, и наказывать их за оставление поста с десяти лет, если они имеют для этого силы и возможности.

 

Как определить начало и конец месяца Рамадан

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предписал мусульманам естественный способ определения начала и конца месяца Рамадан, облегчённый для уммы и доступный для всех людей, в котором нет никакой сложности. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев его (месяц), и отпускайте пост, увидев его, а если он будет скрыт от вас, дополняйте количество дней Шаъбана до тридцати» (Аль-Бухари, Муслим). Таким образом, начало и конец месяца Рамадан наступают при любом из двух условий: 1) появление месяца (луны), 2) истечение тридцати дней предыдущего месяца. Если правдивый человек утверждает, что он видел луну, этого достаточно, чтобы объявить начало месяца Рамадан (или праздник) для всех мусульман, проживающих на соответствующей территории.

 

Что делает пост недействительным

 

Отсутствие намерения. Каждую ночь (от заката солнца до наступления времени утренней молитвы) постящийся должен вознамериваться держать пост следующего дня. Под намерением не имеется в виду произношение или какой-то особый ритуал. Сомнения, возникающие у людей в этой связи, в большинстве своём являются наущениями шайтана, на которые не нужно обращать внимания. Если человек собирался поститься или, например, встал для утренней трапезы, этого достаточно.

Интимная близость. Речь идёт непосредственно о половом акте, который портит пост, даже если не происходит семяизвержение. Если человек совершит его по забывчивости, под принуждением или не зная о запрете, то пост не портится. Умышленные действия, приведшие к семяизвержению, также портят пост.

Поцелуи и ласки во время поста не запрещены тем, кто контролирует свои чувства и не опасается семяизвержения. Со слов Айши сообщается, что «во время поста пророк (мир ему и благословение Аллаха) нередко обнимал и целовал своих жён, однако он владел собой лучше любого из вас» (Аль-Бухари).

Если человек проснулся в состоянии осквернения (после половой близости или поллюции), это не вредит посту. Он должен лишь искупаться (см. сахих аль-Бухари, 1925, 1926). Пост также не портят непроизвольные поллюции в течение дня.

Умышленно вызванная рвота. Неумышленная (непроизвольная) рвота пост не портит.

Попадание чего-либо в организм через рот, нос, уши. Если человек поест или выпьет что-либо по забывчивости (пусть даже в большом количестве), это не портит пост. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто, будучи постящимся, поел или попил по забывчивости, пусть продолжает пост, – поистине, это Аллах напоил и накормил его» (Аль-Бухари, Муслим).

Если постящийся вспомнил о посте, и у него во рту находится пища, он должен её выплюнуть. Если кто-либо увидит, как другой принимает пищу, он должен напомнить ему о посте.

Случайно проглоченная или попавшая в рот или нос вода также не портит пост.

Пост портится при вероотступничестве и не будет действительным при послеродовых и менструальных выделениях (даже если они начались в течение светового дня). Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «У нас начиналось это (месячные), и нам было велено возмещать пост и не было велено возмещать молитву».

Пост также портит потеря рассудка, но не портит потеря сознания, если постящийся был в сознании хотя бы мгновение в течение дня.

 

Что желательно (сунна) при посте

 

Желательно спешить с разговением, если человек убедится в заходе солнца (см. сахих аль-Бухари, 1957). Пост желательно открывать тремя финиками, если столько нет, то одним; если фиников нет совсем, то желательно открывать пост водой. После разговения желательно говорить:

ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ

«Загьаба з-замау ва-бталляти ль-‘уруку ва сабата ль-аджру ин щаа Ллах» («Ушла жажда, жилы наполнились влагой, и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху»). Желательно кормить постящихся и есть вместе с ними.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре (трапеза) благодать» (Аль-Бухари). Сухур не является обязательным условием поста, как многие полагают, а является сунной. Его желательно откладывать ближе к рассвету (времени начала утренней молитвы).

Желательно искупаться до рассвета, если намеревающийся поститься находится в состоянии осквернения. Во время поста предпочтительнее воздерживаться от поцелуев и ласк.

Для постящегося особенно запретны ложь и сплетни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Как много тех, кому их пост не приносит ничего, кроме голода». А также: «От того, кто не воздерживается от лжи и присутствия там, где лгут, Всевышний не требует воздержания от еды и питья» (Аль-Бухари).

В месяц Рамадан желательно запасаться продуктами, проявлять особую щедрость по отношению к соседям, больше читать Коран и давать милостыню, проводить больше времени в мечети.

 

Кто не должен держать пост

 

Мусульманин не должен держать пост, если он (пост) может оттянуть выздоровление постящегося или ухудшить его состояние. Это не касается болезней, которые не связаны с постом. Не поститься может и здоровый человек, которого по причине поста может постигнуть болезнь, на что должно быть веское предположение, как, например, консультация врача.

Также пост необязательно держать путнику, если он отправился в дорогу до наступления времени утренней молитвы. Однако пост в пути предпочтительней.

Каждый, кто пропустил пост по уважительной причине или без неё, обязан возместить его. Желательно (обязательно, если пост был пропущен без уважительной причины) сделать это как можно быстрее. Тому, кто нарушил свой пост без уважительной причины, запрещено есть и пить до заката солнца, несмотря на то, что его пост не будет действительным и не принимается Всевышним Аллахом.

 

Как необходимо искупить пропущенный пост

 

Если мусульманин нарушил или не держал пост без уважительной причины, он должен возместить этот день поста и накормить одного бедняка (выплатить один мудд – приблизительно 600 грамм сыпучих тел, которые имеют широкое хождение в данной местности). Мусульманин, не державший пост по уважительной причине, лишь возмещает его. Однако и ему необходимо будет выплатить по одному мудду за каждый пропущенный день поста, если он без уважительной причины отложил его возмещение до наступления следующего месяца Рамадан.

Мусульманин, не соблюдающий пост по причине старческой дряхлости или болезни, при отсутствии надежды на выздоровление, должен лишь выплачивать мудд за каждый пропущенный день поста.

Беременная или кормящая грудью женщина в случае, если она не постилась, опасаясь лишь за здоровье ребёнка, должна возместить пост и выплатить мудд за каждый пропущенный день (в этом вопросе мнения учёных расходятся, здесь же озвучено мнение, основанное на мазхабе имама аш-Шафии, с опорой на который написана данная статья). Если же женщина не постится, опасаясь за свою жизнь или здоровье, она лишь возмещает пост.

В случае, если мусульманин нарушил пост умышленным половым актом, он должен покаяться и соблюдать пост на протяжении двух месяцев подряд. Если он не способен на это, то ему необходимо накормить 60 бедняков (дать один мудд каждому из них).

 

Начало и конец дня поста

 

Время поста начинается с рассветом (не путать с восходом солнца) – наступлением времени утренней молитвы. Если утренний азан читают точно по времени, согласно местному расписанию, то необходимо прекратить есть сразу же, как только зазвучал азан. Более того, постящийся не должен проглатывать пищу, которая находится у него во рту.

Если же постящийся сомневается в наступлении рассвета, то он имеет право есть, пока сомнения не отпадут. Имам Ахмад сказал: «Если постящийся сомневается в наступлении рассвета, пусть ест, пока не перестанет сомневаться». Ан-Навави пишет: «Ученики аш-Шафии единодушны в том, что сомневающемуся в наступлении рассвета разрешается принимать пищу». Доказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной» (сура «Корова», аят 187).

Время поста прекращается с заходом солнца (наступлением времени вечерней молитвы).

 

Абдульмумин [islamcivil.ru]

  1. Мухаммад Мухаммад:

    Ассаламу Алейкум братья .Вот вы пишете — Время поста начинается с рассветом (не путать с восходом солнца) – наступлением времени утренней молитвы. Если утренний азан читают точно по времени, согласно местному расписанию, то необходимо прекратить есть сразу же, как только зазвучал азан. Более того, постящийся не должен проглатывать пищу, которая находится у него во рту. —- Я хочу поправить вас вот этим — Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал исключение, сказав: «Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него».
    Шейх аль-Альбани также сказал: “Порицается фикъхом и противоречит Сунне, высказывание людей: “Если человек слышит второй азан и у него во рту будет еда, то он должен выплюнуть ее”. Это чрезмерная строгость, крайность и излишество (гъулюу) в религии, от которой предостерегли нас Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Остерегайтесь чрезмерности (гъулюу) в религии, ибо тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии». ан-Насаи 2/49, Ибн Маджах 2/242. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, ан-Науауи, Ибн Таймия.
    От Ибн ‘Умара сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты». Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742, аль-Къада’и 1078. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1059.

    • admin:

      Имам Навави говорит о необходимости выплюнуть еду изо рта без разногласий в этом вопросе и отвечает на приведённый хадис:

      قال النووي رحمه الله في المجموع (6/333) :

      » ذكرنا أن من طلع الفجر وفي فيه (فمه) طعام فليلفظه ويتم صومه , فإن ابتلعه بعد علمه بالفجر بطل صومه , وهذا لا خلاف فيه , ودليله حديث ابن عمر وعائشة رضي الله عنهم أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : ( إِنَّ بِلالا يُؤَذِّنُ بِلَيْلٍ ، فَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يُؤَذِّنَ ابْنُ أُمِّ مَكْتُومٍ ) رواه البخاري ومسلم , وفي الصحيح أحاديث بمعناه .

      وأما حديث أبي هريرة رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال : ( إِذَا سَمِعَ أَحَدُكُمْ النِّدَاءَ وَالإِنَاءُ عَلَى يَدِهِ فَلا يَضَعْهُ حَتَّى يَقْضِيَ حَاجَتَهُ مِنْهُ ) وفي رواية : ( وكان المؤذن يؤذن إذا بزغ الفجر ) فروى الحاكم أبو عبد الله الرواية الأولى , وقال : هذا صحيح على شرط مسلم , ورواهما البيهقي ، ثم قال : وهذا إن صح محمول عند عوام أهل العلم على أنه صلى الله عليه وسلم علم أنه ينادي قبل طلوع الفجر بحيث يقع شربه قبيل طلوع الفجر . قال : وقوله : ( إذا بزغ ) يحتمل أن يكون من كلام من دون أبي هريرة ، أو يكون خبراً عن الأذان الثاني , ويكون قول النبي صلى الله عليه وسلم : ( إِذَا سَمِعَ أَحَدُكُمْ النِّدَاءَ وَالإِنَاءُ عَلَى يَدِهِ ) خبراً عن النداء الأول ، ليكون موافقا لحديث ابن عمر وعائشة رضي الله عنهم . قال : وعلى هذا تتفق الأخبار . وبالله التوفيق , والله أعلم » انتهى .

      более подробно можно прочитать здесь:

      http://islamqa.info/ar/ref/66202

    • admin:

      ва алейкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатух

Оставить комментарий

Проверка *