Первая обязанность мукалляфа | Аввалю-ль ваджиб аля-ль мукалляф

Вопрос первой обязанности мукалляфа стал одним из вопросов акиды, в которых появилось несколько мнений и ответвлений. Причем у представителей ильм аль-калям (догматической философии) в этом вопросе несколько мнений.

Некоторые ашариты передают от имама Абу-ль Хасана аль-Ашари, что первая обязанность мукалляфа – это познание (ма’рифа), что означает познание существования Аллаха и того, что Он единственный, Кто сотворил мир. Аль-Бакилляни говорит о том, что первая обязанность мукалляфа – это логическое размышление (ан-назар). От Аль-Джувейни же передается, что он считал первой обязанностью мукалляфа стремление к логическому мышлению (аль-касд иля н-назар).

Однако мнение, которого придерживалось большинство праведных предшественников в вопросе первой обязанности мукалляфа – это произнесение шахады (свидетельство единобожия). Ибн аби-ль Изз аль-Ханафи комментируя книгу «Аль-акида ат-тахавийя» пишет:

ولهذا كان الصحيح أن أول واجب يجب على المكلف شهادة أن لا إله إلا الله ، لا النظر ، ولا القصد إلى النظر ، ولا الشك ، كما هي أقوال لأرباب الكلام المذموم . بل أئمة السلف كلهم متفقون على أن أول ما يؤمر به العبد الشهادتان ، ومتفقون على أن من فعل ذلك قبل البلوغ لم يؤمر بتجديد ذلك عقيب بلوغه ، بل يؤمر بالطهارة والصلاة إذا بلغ أو ميز عند من يرى ذلك . ولم يوجب أحد منهم على وليه أن يخاطبه حينئذ بتجديد الشهادتين ، وإن كان الإقرار بالشهادتين واجبا باتفاق المسلمين ، ووجوبه يسبق وجوب الصلاة ، لكن هو أدى هذا الواجب قبل ذلك . وهنا مسائل تكلم فيها الفقهاء : فمن صلى ولم يتكلم بالشهادتين ، أو أتى بغير ذلك من خصائص الإسلام ، ولم يتكلم بهما ، هل يصير مسلما أم لا ؟والصحيح أنه يصير مسلما بكل ما هو من خصائص الإسلام . فالتوحيد أول ما يدخل به في الإسلام ، وآخر ما يخرج به من الدنيا ، كما قال النبي صلى الله عليه وسلم : من كان آخر كلامه لا إله إلا الله دخل الجنة . وهو أول واجب وآخر واجب .

«Поэтому достоверное мнение – это то, что первой обязанностью, возложенной на мукалляфа, является шахада, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, а не логическое размышление, не стремление к нему и не сомнение, как об этом говорят ученые порицаемой науки аль-калям. Однако, имамы из праведных предшественников (ас-саляфу с-салих) все были единогласны в том, что первое, что повелевается рабу – это две шахады. Они также единогласны в том, что произнесший ее до совершеннолетия не повелевается возобновить ее после совершеннолетия. Но ему повелевают очищаться (для поклонения) и совершать молитвы, когда он достигает совершеннолетия или тамйиза (возраст 6-7 лет), у тех, кто так считает. Ни один из них не обязывал опекуна ребенка обратиться к нему в это время с повелением прочитать заново шахаду. Даже если подтверждение шахады является обязанностью по единогласию мусульман, и его обязанность опережает обязанность молитвы, он выполнил эту обязанность до этого.

Из этого всплывают вопросы, о которых сказали исламские правоведы (факихи): если человек совершал намазы, но не произнес шахаду или же совершал другие особенности ислама, но не произносил две формулы, будет ли он мусульманином или нет? Достоверное мнение гласит, что он станет мусульманином, совершением любого деяния, являющегося особенностью ислама.

Единобожие – это первое, что вводит его в ислам и последнее, с чем он уходит из этого мира, как сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, чьим последним словом будет – нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха – войдет в Рай». Это первая обязанность и последняя обязанность».

Передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал Муазу ибн Джабалю, да будет доволен им Аллах, когда отправлял его в Йемен:

إنك ستأتي قوماً أهل كتاب، فإذ جئتهم فادعهم إلى أن يشهدوا أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله، فإن هم أطاعوا لك بذلك فأخبرهم أن الله فرض عليهم خمس صلوات في كل يوم وليلة، فإن هم أطاعوا لك بذلك فأخبرهم أن الله فرض عليهم صدقة تؤخذ من أغنيائهم فترد على فقرائهم، فإن هم أطاعوا لك بذلك فإياك وكرائم أموالهم، واتق دعوة المظلوم فإنه ليس بينها وبين الله حجاب 

«Ты отправляешься к народу из людей Писания. Когда ты придешь к ним, то призови их к тому, чтобы они засвидетельствовали, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то расскажи им о том, что Аллах обязал их совершать пять молитв каждый день. Если они покорятся тебе в этом, то расскажи им, что Аллах обязал их выплатить закят, который берется от их богачей и отдается их беднякам. Если они подчинятся тебе в этом, то ни в коем случае не бери лучшие их имущества, а также бойся мольбы притесненного, поистине между ней и между Аллахом нет преграды» (Аль-Бухари и Муслим).

В другой версии хадиса сказано:

فَإِذَا عَرَفُوا اللَّهَ ، فَأَخْبِرْهُمْ أَنَّ اللَّهَ فَرَضَ عَلَيْهِمْ خَمْسَ صَلَوَاتٍ فِي يَوْمِهِمْ وَلَيْلَتِهِمْ

«…а когда они познают Аллаха, то расскажи им, что Аллах обязал их совершать пять молитв каждый день…».

Поэтому мусульманин сначала обязан засвидетельствовать единобожие, произнеся шахаду. Что же касается размышления над творениями Аллаха для того, чтобы постичь его единственность, то это увеличит веру, но не является первой обязанностью мукалляфа. Аллах знает лучше!

 

Малик абу Хатим [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *