Суфизм: зарождение и развитие

Вниманию читателя предлагается перевод короткого предисловия о суфизме, взятого из работы шейха Абдуллаха ибн Абдуррахмана аль-Джибрина (рахимахуЛлах) «Аль-джавабу ль-фаик фи р-радди ‘аля мубаддили ль-хакаик»: 

В основе суфии – это аскетичные по отношению к дунья люди, занятые поклонением Аллаху. В первое время это были люди, которые носили грубую шерстяную одежду, проявляя тем самым свой аскетизм. И они стали известными под этим названием (то есть под названием «суфийя», поскольку это слово происходит от слова «суф», которое означает «шерсть», — прим. пер.), как например Ибрахим ибн Адхам, Бишр аль-Хави, Ибрахим аль-Хавас, Джунейд ибн Мухаммад и другие. Эти люди поклонялись Аллаху на основе знания и понимания, старались быть с обществом, отдалялись от грехов, спешили совершать добрые дела, и среди их дел не было нововведений или отклонений.

Затем после них пришли люди, которых называли суфиями, и основали свой, отличительный путь. Суфизм стал самостоятельным (отдельным) направлением. Они отдалились от знания и учёных и стали опираться на чувства и ощущения. В их убеждения вошли нововведения и отклонения. Также они вошли в их дела: слушание песен, танцы, возбуждение, совершение нововведений, излишняя аскетичность в дозволенном, причинение себе боли и т.п. Всё это разобрал и опроверг шейх Ибн аль-Джавзи в своей книге «Табльбису иблис» и в других книгах.

Затем после них пришли те, кто также относился к тасаввуфу, которые перешли все границы, так, что зашли (в своих заблуждениях) даже в рубубийя (убеждения, связанные с господством Всевышнего Аллаха). У них появилось убеждение, что всё существующее является одним целым, и они стали отрицать раздельность творения и Творца. Их стали называть «иттихадийюн хулюлийюн» и «ахлю вахдати ль-вуджуд». Их воззрения относятся к наиболее отвратительным, а их неверие является более ясным, чем неверие иудеев и христиан. Среди них были те, кто раскрыл людям то, на чём они стоят, и открыто объявил о своих убеждениях, как Аль-Халядж. Его современники вынесли ему такфир и дали фатву о его убийстве, после чего он был убит. Также среди них были те, кто стал скрывать свои убеждения. Однако это становится ясным для того, кто внимательно рассматривает и понимает их слова. Это, например, Ибн Араби, Ибн Саб’ин, Ибн аль-Фарид и другие.

Эти куфрские (относящиеся к неверию) убеждения утвердились и распространились во времена шейху-ль-ислама Ибн Таймийи. Он опроверг их носителей в своих посланиях, которые изданы вторым томом сборника фетв («Маджмуату-ль-фатава») шейху-ль-ислама. Ему принадлежит множество посланий, разъясняющих истинную суть суфизма и этики в десятом и одиннадцатом томах («Маджмуату-ль-фатава») .

Из этого короткого предисловия становится ясным, что нельзя давать обобщённую оценку – как общую похвалу, так и общее порицание – суфизму. Каждому, кто относится к суфизму, даётся свой отдельный хукм.

 

АбдульМу’мин [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *