В поисках сладости поклонения…

По своей милости и мудрости Всевышний Аллах дал одним промежуткам времени преимущество над другими. Поклоняясь Аллаху и совершая добрые дела в это время, мы получаем большую награду Аллаха, чем в другое. Так Аллах облегчил нам путь к Его довольству. Но используем ли мы Его милости должным образом?

Аллах выделил месяц Рамадан среди других месяцев и выделил его последние десять дней и ночей. А одну из этих ночей Аллах сделал лучше, чем тысяча месяцев.

 

Ночь предопределения (лейляту­ль­кадр)

 

Аллах говорит в Коране (смысл): «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Коран, сура 97).

Коран был ниспослан на нижнее небо, откуда ниспосылался Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в течение 23 лет.

Ночь предопределения лучше тысячи месяцев, что равняется приблизительно 80 годам. Это значит, что, поклоняясь Всевышнему в течение ночи предопределения, человек может получить награду Аллаха, словно он поклонялся всю жизнь.

В ночь предопределения на землю спускается столько ангелов, сколько не спускается никогда в другое время.

Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, явился к вам этот месяц! В нём есть ночь – лучшая, чем тысяча ночей. И тот, кто лишится этой ночи, тот лишится всего её блага, и не лишится её блага никто, кроме лишённого» (Ибн Маджа).

Ночь предопределения следует провести в поклонении Аллаху: выстаивая молитву, читая Коран, делая дуа Всевышнему Аллаху.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Тому, кто проведёт в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (Аль­Бухари, Муслим).

Сообщается, что ‘Аиша спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О, посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи предопределения, что мне следует говорить?» Он сказал: «Говори: «О, Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Великодушный, Ты любишь прощать, так прости же меня!»(Аллахумма иннака ‘афуввун, тухиббу­ль­‘афуа фа‘фу ‘анни)» (Ат-­Тирмизи, Ибн Маджах, Аль-­Хаким).

Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), описывая признаки ночи предопределения, сказал: «Признаком Ночи предопределения является то, что она является чистой и светлой, словно освещена луной. Она тихая и спокойная, нет в ней ни холода, ни жары. В эту ночь не позволяется метать звёздам, пока не наступит утро. Также признаком этой ночи является то, что солнце на её утро восходит ровным, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, а шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним» (Ахмад).

Учёные разошлись во мнениях относительно точной даты Ночи предопределения. Шариатские тексты указывают на то, что она приходится на одну из последних десяти ночей Рамадана и является нечётной из них. По мнению большинства учёных, ночь предопределения – это 27­я ночь месяца Рамадана. По мнению некоторых учёных, её дата меняется каждый год между нечётными ночами среди последних десяти ночей Рамадана. Мудрость же этого состоит в том, чтобы мусульмане поклонялись во все эти ночи в поисках ночи предопределения, поскольку все они являются ценными и благословенными Всевышним Аллахом.

Передаётся, что, «когда наступали последние десять дней Рамадана, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проводил ночи в молитвах, будил членов своей семьи и проявлял особое усердие в поклонении» (Аль­Бухари, Муслим).

 

И’тикаф…

 

…это неотлучное пребывание в мечети с целью поклонения Всевышнему Аллаху. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал и’тикаф 10 дней каждого Рамадана, а в последнем году своей жизни он соблюдал и’тикаф двадцать дней, что передаётся в хадисе Аль­Бухари. Его сподвижники и его жёны также соблюдали и’тикаф как вместе с ним, так и после его смерти.

Совершая и’тикаф, мусульманин полностью предаётся Всевышнему Аллаху, оставляя свои мирские дела. И’тикаф помогает укрепить веру, приблизиться ко Всевышнему и по­настоящему почувствовать сладость поклонения Аллаху.

И’тикаф можно совершать не только в месяц Рамадан, но и в любое другое время. Если находиться в мечети с намерением на и’тикаф, то он будет считаться состоявшимся, независимо от длительности нахождения. Всё время, пока человек будет оставаться в мечети, он будет получать награду Всевышнего Аллаха. Если человек выйдет из мечети, а затем вернётся в неё, то ему будет необходимо обновить намерение, если он собирается продолжить соблюдение и’тикафа.

Совершающий и’тикаф должен быть мусульманином, достигшим возраста, когда он понимает суть вещей (мумайиз), не должен находиться в состоянии полового осквернения, в состоянии месячных и послеродовых выделений. В противном случае и’тикаф будет недействительным.

И’тикаф проводится в мечети, в которой совершаются обязательные намазы. Пост не является обязательным условием и’тикафа. В вопросе о том, относится ли двор к мечети, и может ли совершающий и’тикаф находиться во дворе без уважительной причины, у учёных есть разногласия.

Желающему соблюдать и’тикаф в последние 10 дней Рамадана по примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха) следует войти в мечеть в 20­й день Рамадана, до того, как зайдёт солнце, и не выходить из неё без уважительных причин, пока не зайдёт солнце в последний день месяца Рамадан.

Совершающему и’тикаф следует занять себя поклонением Всевышнему Аллаху: совершать больше дополнительных намазов, читать Коран, заниматься поминанием Аллаха. Также желательно проводить шариатские уроки, изучать толкование Корана, хадисы, книги по фикху и т. п.

Совершающему и’тикаф нежелательно пустословить и заниматься делами и разговорами, вовлекаясь в то, что его не касается.

Нельзя выходить из мечети, кроме как по необходимости, поскольку это нарушает и’тикаф. Также и’тикаф нарушают потеря рассудка, сумасшествие, опьянение, наступление месячных и послеродовых выделений, половой акт.

Совершающий и’тикаф может занять себе место в мечети и установить палатку, поскольку так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *