Мы продолжаем публиковать адабы (правила этикета), упомянутые шейхом  Абд аль-Фаттахом Абу Гуддой в своей книге “Мин адаб аль-ислям”. С предыдущей статьёй из данной серии можно ознакомиться по ссылке.

 

Адаб №12

 

Для визита в гости следует выбирать подходящее время. Также и оставаться в гостях нужно столько, сколько соответствует твоему положению у хозяина и его обстоятельствам. Поэтому не обременяй хозяина долгим визитом и засиживанием допоздна. Не приходи в неподходящее для этого время, такое как: время обеда, сна, отдыха и покоя.

Имам ан-Навави (Да смилуется над ним Аллах!) в своей книге «Аль-Азкар», в конце главы «О различных вопросах, имеющих отношение к приветствию» сказал: «Весьма желательно – для мусульманина – посещать праведных людей, братьев по вере, соседей, друзей и родственников. Выражать им свое почтение и уважение, поддерживать с ними родственные связи. При этом следует принимать во внимание положение человека, всевозможные конкретные обстоятельства, а также наличие или отсутствие у него свободного времени. Для посещения необходимо выбирать удобное для людей время и вести себя так, чтобы это не вызывало у них неприязни. Указания на это имеются во многих известных хадисах и сообщениях о словах и делах сподвижников».

 

 

Адаб №13

 

Будучи в гостях, не произноси долгих и ненужных речей, будь краток и говори только по теме. Если же ты младший из собравшихся, то говори, только отвечая на вопрос одного из остальных или если ты уверен, что твой разговор и твоя речь будут к месту и понравятся им. Не говори много, вдаваясь во все детали. Не забывай соответствующие каждому месту нормы этикета в своей манере сидеть и говорить.

 

 

Адаб №14

 

Придя на какое-либо собрание[1], сначала поприветствуй всех присутствующих. Если ты хочешь пожать каждому руку, то начни с самого достойного (из них), или более знающего, или более богобоязненного, или с самого старшего, или в соответствии с теми качествами, которые по Шариату считаются благородными. Не начинай с того, кого ты первым увидел, даже если он находится с правой стороны от тебя, если он менее достойный, оставляя при этом достойного или более достойного. Начинать нужно с того, кто обладает каким-либо достоинством, которым он превосходит присутствующих. Если же ты не знаешь, кто из них достойнейший, или все они равны между собой, то начинай с самого старшего из них, а это в большинстве случаев не трудно определить. Ведь Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Пусть говорит старший (из вас), пусть говорит старший!»[2] В другой версии: «Позволь (говорить) старшему по возрасту!» (Бухари и Муслим). Также: «Начинайте со старших!» (Абу Я’ла и ат-Табарани в «Аль-Авсат»).

 

 

Адаб №15

 

Придя на какое-либо собрание (меджлис), не садись между сидящими рядом двумя людьми, займи место справа или слева от них. Ведь наш господин Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Не следует садиться между двумя (сидящими рядом людьми), кроме как с их позволения» (Абу Дауд).

Также если двое, предоставив место между собой, почтили кого-то, то для него желательно сесть покомпактнее, а не усаживаться, скрестив ноги. Ибн аль-Араби сказал: «Один из мудрецов говорил: “Двое являются притеснителями: человек, которому дали совет, а он сделал из этого грех. И (второй) человек, которому в тесноте предоставили место сесть, а он уселся, скрестив свои ноги”».

Сев к двоим, не подслушивай их разговор, если их разговор не является общим и неличным, так как подобное твое поведение является недостатком в твоем благонравии и грехом, который ты совершаешь. Наш господин Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Тому, кто подслушивал разговор людей, в то время как им это ненавистно, в День Воскресенья в уши зальют расплавленный свинец» (Бухари и другие).

Знай, что если вас трое, то тебе не позволяется перешептываться с одним из них втайне от третьего. Ибо этим ты вводишь вашего третьего собеседника в чувство одиночества и отчужденности, и в голове у него появляются различные мысли, а подобное поведение не подобает мусульманам.

И поэтому Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) категорически отверг допустимость для мусульманина подобного поведения, сказав: «Двое не перешептываются в присутствии третьего» (Имам Малик; Абу Дауд). Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) не использовал запретительную форму и не сказал: «Пусть не перешептываются двое», – однако использовал отрицательно-повествовательную форму, сказав: «Двое не перешептываются…»[3], – тем самым давая понять, что такая ошибка в поведении мусульманина настолько невообразима и недостойна, что нет нужды специально запрещать подобное, так как это ошибка, которую человек понимает по своей природе. Вышеприведенный хадис передал Имам Малик и Абу Дауд со слов Ибн Умара (Да будет доволен им Аллах!), которого спросили: «А если их четверо?» – на что он ответил: «Тогда ничего!» – т.е. в таком случае нет ничего плохого в том, чтобы двое перешёптывались и секретничали между собой.

 

 

Адаб №16

Знай и соблюдай достоинство и права старшего. Если ты идешь рядом с ним, то иди справа от него, чуть отставая. Входя или выходя, пропускай его первым. Встретив его, поприветствуй его и прояви почтение, это его право. В общем разговоре позволь ему заговорить первым. Сам же слушай его внимательно и с почтением. Если в разговоре требуется что-либо обсудить, то делай это вежливо, спокойно и мягко. В беседе с ним понижай немного свой голос. Обращаясь к нему или окликая его, не забывай проявить к нему уважение.

Вот некоторые хадисы и предания, побуждающие к этому адабу. Однажды к Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) пришли два брата, чтобы поговорить с ним по поводу некоего случая, произошедшего с ними. Один из них был старше второго, но младший захотел говорить первым, на что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал ему: «(Пусть говорит) старший! (Пусть говорит) старший!» (Бухари; Муслим).

Также Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, и не милосерден к младшим среди нас, и не отдает должное тем, кто обладает знанием среди нас» (Этот хадис передали Имам Ахмад, аль-Хаким и ат-Табарани со слов Убады ибн Самита, да будет доволен им Аллах).

 


[1] Т.е. любое собрание людей.

[2] Это часть длинного хадиса, мы его не будем приводить полностью, а ограничимся лишь связанным с нашей темой отрывком: «…после этого Абд ар-Рахман ибн Сахль, Мухаййиса ибн Мас’уд и Хуваййса ибн Мас’уд отправились к Пророку (Да благословит его Аллах и да приветствует!) и Абд ар-Рахман хотел заговорить (с ним), но Пророк (Да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал: «Пусть говорит старший, пусть говорит старший!» – что же касается (Абд ар-Рахмана), то он был самым молодым из них, и он замолчал, а двое других стали говорить…»

[3] В арабском языке «отрицательно-повествовательная форма» имеет более сильное действие, чем простая «повелительно-отрицательная форма».

 

Абу Абдулла [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос