Дагестанское общество переживает сегодня ряд запущенных, трудно преодолимых кризисных явлений, выраженных на разных уровнях социальной жизни: социально-политические, экономические, культурно-нравственные и многие другие. Однако самая большая и болезненная проблема сегодня, на мой взгляд, – это проблема нравственности большей части нашего общества. Детальность в данном случае, думаю, будет излишней. Уровень культуры представителей нашего общества, их нрав, этика поведения как в республике, так и за её пределами достаточно хорошо иллюстрируют огромное количество роликов в YouTube.

Трагичность этой проблемы усугубляется тем, что культурная деградация затрагивает тех людей, которые позиционируют себя в обществе носителями нравственных идеалов, представителями религии и слова Аллаха. В подобном случае нравственная деградация общества уже являет собой необратимый процесс. У арабов есть стихи с очень красноречивыми строками: «…О учёные страны, о соль нашего народа, кто исправит еду (т. е. народ), если соль испорчена…»

Почему я называю процесс необратимым? Да потому что как бы ни были бескультурны и аморальны поступки простого человека, другие осознают их как невежество и бескультурье, и подобное поведение бывает присуще ограниченному кругу людей. Но когда подобные явления наблюдаются среди представителей духовенства, то в сознании многих религиозных людей они начинают приниматься в порядке вещей, и положение не только не исправляется, но, напротив, укореняется в обществе, передаётся будущему поколению и со временем принимается как стереотип поведения огромной массы, которой можно легко манипулировать.

 

Свои и чужие

 

Это моё предисловие к событиям, которые происходили в последнее время в некоторых мечетях Махачкалы, где имели место различные провокации и инициирование драки. Вот уже в который раз мы слышим о подобных провокациях в разных мечетях со стороны представителей суфизма. Последний семендерский конфликт поневоле заставляет вспомнить очень схожие случаи, произошедшие в мечетях Ленинкента, Стальска, Комсомольска, Шамхала…

После событий в Ленинкенте в конце прошлого года мы слышали осуждение инцидента со стороны муфтия ДУМД и имама Джума-мечети. Конечно, и на сей раз мы ожидаем подобных заявлений, хотя бы формального характера. Особенно на фоне миросозидающих стремлений муфтия с приглашением в республику шейха Карадаги и других представителей ал-Васатийа.

Но я бы сказал, что выражением возмущения и демонстративными мероприятиями, направленными исключительно на одну проблему, нельзя исправить то сознание, которое многие годы формировалось и шлифовалось в рамках определённых моральных стереотипов, в рамках лозунга: «Нетарикатист – вахабист, вахабист – враг!» Как быть с тем уже неизменно утвердившимся двухфронтальным мышлением молодёжи, учащихся исламских институтов и медресе, делящих мусульман на «наших» и «чужих»? Каким образом в головы огромной массы студентов, направляемых в общество как носителей духовной нравственности, вложить идею объединения мусульманской уммы, если этой идеи нет в головах их учителей и преподавателей?

Когда писал эту статью, я вспоминал годы моей учёбы в Кизилюрте, в исламском университете. Вспоминал, как ходил на тренировки по карате с целью «избить ваххабитов». Ведь этот настрой внушался нам нашими преподавателями. К сожалению, с каждым днём я убеждаюсь, что подобный образ мышления – решение спора через кулаки – остаётся актуальным и сегодня. Более того, такой «способ разрешения» разногласий стал неким стандартом, формой выяснения отношений с «инакомыслящим». Образец подобного сознания очень наглядно демонстрирует весьма интересный видеоролик в Интернете под названием «Исламский камеди клаб», где под руководством имама села Дылым и его заместителя ученики медресе разыгрывают сценки, суть сценария которых можно сформулировать под названием «Как выяснять отношения с ваххабитами». Этот спектакль я назвал бы самым наглядным представлением мышления определённого (или большего) контингента суфиев Дагестана. Из «спектакля» становится ясным, что интеллект этих молодых парней и принципы выяснения отношений со своими оппонентами не выходят дальше конфликтного уровня. Очевидно, что понятия научного разбора, конструктивного диалога, переубеждения оппонента… вообще отсутствуют даже в подсознании этих молодых людей и их учителей. Скудность нравственного и интеллектуального багажа толкает их на выяснение отношений только кулачным методом. А ведь Всевышний Аллах в Коране призывает вести полемику наилучшим образом даже с немусульманами.

Да, к сожалению, подобные нравственные стереотипы присущи если не многим, то некоторым личностям, занимающим должности имамов, преподавателей и т. д. Конечно, ни в коем случае нельзя обобщать и следует признать, что среди официального духовенства есть много позитивных людей, которые всегда настроены на то, чтобы уладить конфликт, настроенные на определённые компромиссы. Такие люди есть как в самом ДУМД, так и среди подчинённых ему структур. Но озлобленность исходит от так называемых активистов, которые привыкли видеть мусульман только в чёрно-белом цвете. И последние в определённой степени обладают рычагами давления на позитивную составляющую духовенства, поэтому и получается, что многие инциденты происходят по инициативе этой радикальной части духовенства.

Каким образом смотреть на мир и на мусульман – это, безусловно, вопрос сугубо личный для каждого. Я же призываю к самому минимуму – к соблюдению элементарной этики разногласий на основе элементарных принципов порядочности хотя бы в отношении таких символов ислама, как мечети и верующие, пришедшие для поклонения в дом Аллаха. Мечети – не место плетения интриг, политизированных захватнических акций, это место поклонения. Мечети – это знамения Аллаха, по отношению к которым Аллах приказал нам проявлять почитание. «И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (сура «Хадж», аят 32).

 

Молиться для поддержки?

 

Я бы не писал столь уверенно, если бы сам не сталкивался с подобными ситуациями. Если бы не видел, как молодёжи прививают идеи, подобные «захвату мечетей», и вместо того чтобы учить благородству духа и нравственному величию, воспитывают психологию интриг, сплетен, конфликтов и доносов. Моя логика, логика простого мусульманина, отказывается понимать, как можно кого-то толкать или отправлять с целью захвата имамства мечети… с целью вытеснения оттуда какого-либо джамаата. Когда после очередного инцидента узнаёшь, что тот или иной молодой человек звонками собирал людей в мечеть «молиться для поддержки» и в следующие дни эти люди вообще забывают эту мечеть, тут уже начинаешь понимать, как эти несчастные люди далеки от таких понятий и представлений, как ихляс (искренность), чувство ответственности перед Аллахом, благородство, мужество…

Чувство благородства, мужества, ненависть к подлости, к низким поступкам – это то, к чему побуждает не только ислам, но и иные культуры, даже очень далёкие от ислама, это – общечеловеческие ценности. Но, к сожалению, подобные элементарные понятия сегодня отсутствуют у многих мусульман.

Поэтому я обращаюсь не столько к молодёжи, сколько к их наставникам. Обращаюсь к тем, в чьих руках находятся поводья религиозных масс Дагестана. К сожалению, сегодня культура межличностных отношений многих представителей ислама и влиятельных религиозных фигур остаётся на уровне девяностых, не выходит за рамки конфликтного мышления. Эта модель, которая заполнила их умы, далеко не самая образцовая для сосуществования среди мусульман различных религиозных взглядов. Если те позитивные силы, которые имеются среди духовенства, смогут повлиять на этот «крайний элемент», я бы даже сказал оградить от них основную часть молодёжи, будут трудиться над выработкой и развитием общего исламского интеллекта в нравственных, моральных, социокультурных его аспектах, то ситуация в мусульманской среде заметно изменится. В противном случае пропасть неприязни и нетерпимости, которую мы видим сегодня, с каждым днём будет увеличиваться, пока не перерастёт в открытый и неуправляемый конфликт.

Организуя массовые мероприятия по противостоянию разрастанию конфликтов, собирая учёных, созывая конференции, руководители дагестанского духовенства должны осознать, что ошибки, совершённые несколько лет назад, сегодня дают свои плоды, и направить хотя бы некоторые усилия на решение этой проблемы. Мышление разделения на «наших» и «чужих», которое в своё время привили молодёжи, является яблоком раздора и расколом общества. Мы все должны понимать, что радикализм не порождается беспричинно, не обусловлен каким-то одним фактором. Появлению и развитию этого мышления способствуют исторические предпосылки, ошибки, которые мы не должны повторять, и реалии настоящего, над которыми мы должны надлежащим образом трудиться.

Для разрешения ситуации в новой мечети посёлка Семендер муфтий Дагестана Ахмад Абдуллаев отправил своего заместителя Магди Мутаилова, который выступил после пятничного намаза перед молодёжью, съехавшейся в Семендер из разных районов республики. Мутаилов отметил, что специально приезжать на пятничный намаз в Семендер никакой необходимости нет, и если молодые люди приехали, желая поучаствовать в каких-то спорах или конфликтах, то ничего этого в новой мечети нет и быть не должно. Также он сказал, что муфтий полностью согласен с кандидатурой имама новой мечети, призвал мусульман к единству и отметил, что разногласия и конфликты между группами исламской молодёжи могут быть выгодны только врагам ислама.

 

Хаджимурад Дамадаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос