мечеть
Мечеть в Стамбуле

Одним из тех вещей, которым Аллах выделил общину Мухаммада,  мир ему и благословение Аллаха, является то, что Он сделал для нее землю чистой и мечетью (местом для поклонения). И где бы ни застало мусульманина время молитвы, там он ее и совершает.

Абу Зарр сказал: «Я спросил: «О Посланник Аллаха, какая мечеть была установлена на земле первой?» Он, ответил: «Заповедная мечеть в Мекке». Я спросил: «А какая потом?» Он ответил: «Мечеть аль-Акса». Я спросил: «А какая между ними разница во времени?» Он ответил: «Сорок лет», а затем сказал: «Где бы тебя ни застало время молитвы – молись там, потому что это мечеть». В другой версии хадиса говорится: «Ведь все это мечеть» (аль-Бухари, Муслим).

 

Достоинство строительства мечети

От Усмана передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто построит ради Аллаха мечеть, стремясь этим к Лику Аллаха, тому Аллах построит дом в Раю» (аль-Бухари, Муслим).

Также, от ибн Аббаса, по достоверной цепочке передатчиков, передают Ахмад, ибн Хиббан, Баззар, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто построит ради Аллаха мечеть хотя бы размером с гнездо куропатки, тому Аллах построит дом в Раю».

 

Дуа (мольбы), которые читаются, направляясь в мечеть

Желательным (сунной) является читать следующие дуа, когда направляешься в мечеть:

Умм Салима сказала, что, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выходил из дома, говорил «Во имя Аллаха. Уповаю на Аллаха. О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы сбиться с пути или оказаться сбитым с него, от того, чтобы самому допустить ошибку, и от того, чтобы меня заставили ошибиться, от того, чтобы самому допустить несправедливость, и от того, чтобы со мной поступили несправедливо, от того, чтобы поступать подобно невежественным, и от того, чтобы другие поступали так со мной» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Авторы трех сборников хадисов «ас-Сунан» приводят хадис от Анаса, и ат-Тирмизи посчитал его хорошим («хасан»), в котором говорится: «Тот, кто выходя из дома скажет «Во имя Аллаха. Уповаю на Аллаха, нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха», тому будет сказано: «Тебе этого достаточно! Ты ведом по прямому пути, избавлен и защищен». И от него будет удален шайтан» (ат-Тирмизи, абу Давуд).

Аль-Бухари и Муслим передают от ибн Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выходя на молитву говорил: «О Аллах, помести в сердце моем свет, и в зрение мое свет, и в слух мой свет, и справа от меня свет, и сзади меня свет, и в сухожилии мои свет, и в мясо мое свет, и в кровь мою свет, и в волосы мои свет, и в кожу мою свет». А в версии этого хадиса, приводимого Муслимом, говорится: «О Аллах, помести в мое сердце свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет и в зрение мое свет, и сделай свет сзади меня, и спереди меня, и сверху меня, и снизу меня, О Аллах дай мне свет!»

Ахмад, ибн Хузайма, ибн Маджа передали хадис от Абу Саида, и аль-хафиз ибн Хаджар посчитал его хорошим «хасан», в котором говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто бы ни вышел из своего дома для молитвы и при этом скажет: «О Аллах, я прошу тебя по праву просящих тебя и по праву моего пути (в мечеть). Поистине, я не вышел отрицая блага и не проявляя неблагодарность за них, и не на показуху и ради славы. Я вышел боясь гнева Твоего и стремясь к Твоему довольству. Я прошу Тебя спасти меня от огня Ада, и чтобы Ты простил мне мои грехи. Поистине, никто не прощает грехов кроме Тебя», того Аллах вверит семидесяти тысячам ангелам, которые будут просить для него прощения и Аллах обратится к нему Своим Ликом пока тот не закончит свою молитву».

 

Дуа (мольбы), которые читаются при входе и выходе из мечети

 

Желательным является входить в мечеть с правой ноги и при этом произносить: «Прибегаю к защите Великого Аллаха, Его благородного Лика и Его предвечной власти от проклятого шайтана! Во имя Аллаха. О Аллах благослови Мухаммада. О Аллах прости мне мои грехи и открой для меня врата Своего милосердия».

Выходить из мечети желательно с левой ноги, при этом говоря: «Во имя Аллаха. О Аллаха благослови Мухаммада. О Аллах прости мне мои грехи и открой для меня врата Своего достоинства. О Аллах отдали меня от проклятого шайтана».

 

Достоинство того, чтобы спешить в мечеть и находиться там

 

Ахмад, аль-Бухари и Муслим передают от Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он делает это».

Ахмад, ибн Маджа, ибн Хузайма, ибн Хиббан, ат-Тирмизи, аль-Хаким передают со слов Абу Саида аль-Худри, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы увидите, что человек постоянно появляется в мечети, то засвидетельствуйте, что он обладает верой, ведь Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Только те будут населять мечети Аллаха, кто уверует в Аллаха и в Последний день…» (ат-Тирмизи сказал, что это «хороший хадис», а аль-Хаким назвал его «достоверным»).

Муслим передает от Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто совершает омовение должным образом в своем доме, а потом отправляется в дом из домов Аллаха (в мечеть) для того, чтобы совершить обязательную молитву, которую обязал Аллах, каждый его шаг смывает одно прегрешение, а другой возвышает на одну ступень».

Передал Табарани и Базар по достоверной цепочке, от Абу Дарда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мечеть – дом каждого благочестивого и Аллах наделяет того, чьим домом является мечеть покоем, милостью, дозволением перейти Сират (мост над Адом) к довольству Аллаха, к Раю».

 

Приветствие мечети

 

Авторы шести сборников хадисов передают от Абу Катады, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто бы из вас не пришел в мечеть пусть сначала совершит два ракаата молитвы, прежде чем сядет».

 

Наиболее почитаемые мечети

 

Аль-Байхаки передает от Джабира, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молитва в Масджид аль-Харам равна ста тысячам обычных молитв, молитва в моей мечети равна тысячи обычным молитвам, молитва в Байт аль-Макдис равна пятистам обычным молитвам».

Ахмад передает, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молитва в моей мечети превосходит в тысячу раз молитву в любой другой мечети, кроме мечети в аль-Харам. А молитва в мечети аль-Харам превосходит молитву в моей мечети в сто раз».

Авторы шести сборников хадисов передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не следует отправляться в путь (выделяя какую-то мечеть для поклонения в ней), кроме трёх мечетей: Заповедной Мечети (аль-Масджид aль-Харам), моей мечети и Отдалённейшей мечети (аль-Масджид aль-Акса)».

 

Украшение мечетей

 

Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, ибн Маджа, ибн Хиббан передают от Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не наступит Час, пока люди не станут хвалиться друг перед другом мечетями» (ибн Хиббан назвал этот хадис «достоверным»).

В версии Хузеймы приводится: «Придут такие времена, когда люди начнут кичиться мечетями, затем посещать их будут редко».

Абу Давуд, ибн Хиббан, который назвал этот хадис достоверным, передают от ибн Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне не было велено возвышать мечети» (то есть поднимать строение выше необходимого). Абу Давуд добавил: ибн Аббас сказал: «Вы непременно станете украшать их (мечети), как их украшают иудеи и христиане».

Ибн Хузейма передает от ибн Умара, что Умар повелел построить мечеть и сказал: «Укрой людей от дождя и остерегайся красить ее в красный или желтый цвет иначе ты введешь людей в искушение (смуту)» (ибн Хузейма назвал этот хадис «достоверным»). Этот хадис приводит аль-Бухари муаллякан.

 

Очищение и облагораживание мечетей

 

Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ибн Маджа, ибн Хиббан по хорошей цепочке, передали от Айши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел строить мечеть в каждом квартале и повелел чистить их и умащать благовониями.

В версии Абу Давуда говорится: «Он повелевал нам относительно мечетей, чтобы мы строили их в наших кварталах, поддерживать их в порядке и чистить». А Абдулла окуривал благовониями мечеть, когда Умар сидел на минбаре.

Передается от Анаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне были представлены награды моей общины, даже за маленькую соринку, которую человек выносит из мечети». Этот хадис приводят Абу Давуд, ат-Тирмизи, ибн Хузейма, который назвал этот хадис «достоверным».

 

Уход за мечетями

 

Мечети – это дома поклонения и является обязательным сохранение их от грязи и неприятных запахов. У Муслима приводится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, мечети это не те места, где могут быть моча и грязь. Поистине, мечети для поминания Аллаха и чтения Корана».

Ахмад передает с достоверной цепочкой, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас плюнет, пусть скроет слюну, чтобы она не попала на кожу или одежду верующего, чтобы не причинять ему неприятность».

Аль-Бухари передал от Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-либо из вас станет на молитву, то пусть никогда не плюет перед собой, ведь он беседует с Аллахом, пока находится на месте молитвы, и не в правую сторону от себя, потому что там ангел. Пусть плюет слева от себя или под ступню и закопает слюну».

В хадисе, относительно достоверности которого все согласились, передается от Джабира, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть тот, кто поест чеснок, лук или лук парей, не приближается к нашим мечетям. Поистине, ангелы страдают от того же, от чего страдают и сыны Адама (люди)».

Во время пятничной проповеди Умар сказал: «О люди, вы кушаете два вида растения, и я считаю их двумя мерзостями – лук и чеснок. И я видел, что когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чувствовал их запах от человека, он повелевал вывести его из мечети к Баки (кладбище находящееся недалеко от мечети). И тот, кто кушает их, пусть их вначале варит». Хадис передали Ахмад, Муслим, ан-Насаи.

 

Нежелательность объявлять о пропаже, купли-продажи вещей и чтения стихов в мечети

 

Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто услышит, что кто-то объявляет в мечети о пропаже, пусть скажет: «Пусть Аллах не вернет ее тебе. Поистине мечети не для этого». Хадис приводит Муслим.

От Абу Хурайры также передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, то скажите ему: «Пусть Аллах не даст тебе прибыли в твоей торговле». Этот хадис передали ан-Насаи, ат-Тирмизи, который назвал его «хорошим». Также передается от Абдуллы бин Умара, который сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил нам покупку и продажу в мечети, читать в нем стихи, объявлять о пропаже, и запрещал садиться в круг до пятничной молитвы». Хадис приводят авторы пяти сборников хадисов. Ат-Тирмизи назвал его «достоверным».

Запрещенные стихи это те, в которых содержится поношение и высмеивание мусульманина, восхваление тирана, неприличные стихи и тому подобные. Что касается стихов, в которых имеется мудрость, или в которых восхваление Ислама, или побуждение к благому, то нет в этом плохого.

Передается от Абу Хурайры, что Умар прошел мимо Хассана, который читал в мечети стихи и посмотрел на него осуждающе. Хассан сказал: «Я читал стихи в мечети, когда в ней был тот, кто лучше тебя», затем повернулся в сторону Абу Хурайры и сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, слышал ли ты, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ответь им за меня. О Аллах, укрепи его Святым Духом (Джибрилем)» И он ответил: «Да». (аль-Бухари, Муслим).

 

Просьба о милостыни в мечети

 

Шейх уль-Ислам ибн Таймия сказал: «Основой является то, что просьба в мечети и в других местах является запретной, кроме как по необходимости. Если же есть необходимость в том, чтобы просить о чем-либо в мечети, при этом, не причиняя неприятностей никому, как например, перешагивая через кого-то, или лгать в том, что говоришь, или если не просить громко, мешая другим людям, как например, когда проповедник читает проповедь или люди слушают урок, то в таком случае это дозволяется».

 

Повышение голоса в мечети

 

Запрещается повышать голос даже чтением Корана на столько, чтобы сбивать молящихся. Исключением из этого являются изучение наук.

Передается от ибн Умара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел к людям, а они молились, громко читая в молитве. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, молящийся беседует со своим Господом, так пусть посмотрит он, как он беседует. И не перекрикивайте одни других в чтении». Этот хадис передал Ахмад с достоверной цепочкой.

Также передается от Абу Саида аль-Худри, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проводил время в мечети и услышал, как люди громко читают. Он открыл занавеску и сказал: «Разве вы все не беседуете с Господом? Не мешайте друг другу и не повышайте свои голоса над другими в чтении». Этот хадис приводит Абу Давуд, ан-Насаи, аль-Байхаки, аль-Хаким, который сказал: «этот хадис достоверный по условиям двух шейхов (аль-Бухари и Муслима)».

 

Разговор в мечети

 

Ан-Навави сказал: «В мечети разрешается вести дозволенные разговоры о мирских делах и тому подобное из дозволенного, даже если при этом будет иметь место смех и тому подобное, пока этот разговор остается из разряда дозволенного. Основанием этому является хадис Джабира бин Самуры: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ставал с места своей молитвы после совершения утренней молитвы, пока не восходило солнце. Когда же оно восходило, он вставал. После этого люди разговаривали и обсуждали дела джахилии и смеялись, а он улыбался». Передал Муслим».

 

Дозволенность кушать, пить и спать в мечети

 

Передается от ибн Умара: «Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы спали в мечети, спали в полуденное время и мы были молодыми». Приводится в «Муснаде» имама Ахмада.

Ан-Навави сказал: «Установлено, что «люди навеса», делегация племени Урин, Али, Сафван бин Умая, группа сподвижников спали в мечети. Самама ночевал в мечети до того как принял Ислам. Все это было во время Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Аш-Шафии в книге «аль-Умм» сказал: «Если многобожник ночевал в мечети, то тем более это дозволено мусульманину. Также он сказал в книге «аль-Мухтасар»: «Нет проблемы, если многобожник будет ночевать в какой-нибудь мечети, кроме Заповедной мечети Мекки». Абдулла бин Харис сказал: «Во время Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы ели в мечети хлеб и мясо». Хадис приводит ибн Маджа с хорошей цепочкой.

 

Сплетение пальцев в мечети

 

Порицается переплетать пальцы, когда идешь на молитву и в мечети во время ожидания молитвы, однако нет порицания во всех остальных случаях даже находясь в мечети.

Передается от Ка’ба: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто сделает должным образом омовение, после чего направится в мечеть, пусть не переплетает пальцы, ведь поистине, он находится в молитве». Хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи.

Передается от Абу Саида аль-Худри: «Я вошел в мечеть вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и в этот момент в центре мечети сидел мужчина обхватив свои колени переплетя свои пальцы и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подал ему знак, чтобы он прекратил, но он не понял его указание. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повернулся к нему и сказал: «Когда кто-нибудь из вас находится в мечети, то пусть никогда не переплетает пальцы, потому что это переплетение от шайтана. Поистине каждый не перестает быть в намазе пока он в мечети до тех пор, пока не выйдет из нее». Хадис передал Ахмад.

 

Молитва между столбами

 

Имаму и молящемуся в одиночку разрешается молиться между столбами, так как передано аль-Бухари, Муслимом от ибн Умара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда вошел в Каабу молился между двумя столбами.

Саид бин Джубайр, Ибрахим ат-Тайми, Сувайд бин Гуфля молились имамами перед своими племенам, находясь между двумя столбами.

Что касается молящихся позади имама, то им нежелательно молиться между столбами, если мечеть позволяет, по причине того, что ряды разрываются и эта нежелательность отпадает в тесном помещении.

Анас говорил «Нам запрещали молиться между столбами и выгоняли оттуда» Передал аль-Хаким и назвал достоверным.

От Муавии бин Курра передается, от его отца «Во время Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, нам запрещали выстраивать ряды между столбами и жестко выгоняли оттуда» Приводит ибн Маджа. В цепочке этого сообщения есть неизвестный мужчина.

Саид бин Мансур приводит в своем «Сунан» запрет этого от ибн Масуда, ибн Аббаса и Хузейфы. Ибн Сайидунас сказал: «Неизвестно, чтобы им противоречил кто-нибудь из сподвижников».

 

Саид Сабик «Фикх Сунна»

Перевод: Икрима абу Марьям  [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос