Вашему вниманию предлагается перевод фетвы из известного мусульманского портала «Исламвеб».

Вопрос:

У меня облысение и частичное облысение в передней части головы и в нашем городе есть специальные медицинские центры для устранения этой проблемы. Лечением занимается женщина, согласно описаниям, но диагноз ставит мужчина. Отмечу, что ранее я уже лечилась у женщины, но она не смогла добиться результата в моём случае.

Отец запретил мне обращаться в этот центр, аргументируя тем, что мои волосы – это аурат, который нельзя показывать врачу вне зависимости от причины. Но мне кажется, что в этом нет запрета, потому что это (открытие аурата) произойдет для лечения, а не для красоты. Надеюсь узнать у вас правильное мнение. Спасибо.

Ответ:

Вся хвала Аллаху! Мир и благословение Аллаха Его посланнику, его семье и всем сподвижникам. А затем.

Женщине можно лечиться у мужчины-врача согласно мнению большинства учёных, если в этом есть необходимость и нет женщины, которая могла бы вылечить её, даже немусульманки.

Что касается случаев, которые не доходят до степени необходимости, как, например, боль, которую можно вытерпеть или некрасивый дефект, который хочется устранить, и тому подобные нужды, то и это разрешила группа учёных, но при следующих условиях:

1. Что нет женщины, подходящей для этого, мусульманки или немусульманки.
2. Чтобы лечение проходило в присутствии махрама (мужа или близкого родственника женщины – прим. переводчика).
3. Чтобы она не открывала больше больного места, а всё остальное хорошо закрыла.
4. Некоторые учёные поставили также условием и доверенность врача.

Женщине можно лечиться у мужчины-врача, если в этом есть необходимость или нужда, согласно мнению этой группы учёных. Если болезнь будет на лице, на кистях рук и близком к ним местам, это будет дозволено из-за общей нужды. Но чем ближе болезнь будет к аурату (срамным местам), тем больше условием будет наличие серьезной нужды или необходимости.

Иззу-д-Дин ибн Абду-с-Салям, да помилует его Аллах, пишет в книге «Каваиду-ль ахкам»:

«Сокрытие аурата является обязательным. Это одно из лучших качеств скромности и самых прекрасных обычаев, особенно перед посторонними женщинами. Однако это дозволено при случаях необходимости и нужды.

Что касается нужд, то как взгляд супругов друг на друга … или взгляд врачей для лечебных нужд.

Что же касается необходимых ситуаций, то как удаление злокачественных образований и лечение смертельных ран. Условием дозволенности взгляда на «тяжелый» аурат из-за отвратительности этого является сильная нужда, которая не является условием в других случаях с ауратом.

Также условием возможности взгляда на аурат женщины является необходимость и нужда, которая не является условием для взгляда на аурат мужчины, потому что во взгляде на аурат женщины есть страх соблазна. К тому же взгляд на то, что близко к коленям или бёдрам не подобен взгляду на ягодицы».

Хатыб аш-Ширбини, да помилует его Аллах, пишет в книге «Мугни-ль мухтадж»:

«Знай, что всё перечисленное из запретности и прикосновения относится к ситуации, когда в этом нет нужды. Но взгляд и прикосновение дозволены для фасда (вид кровопускания, при котором кровь выпускается из вен – прим. переводчика), хиджамы и лечения. Даже на половой орган можно смотреть из-за нужды, потому что в запрете этого будет усложнение. Поэтому мужчине можно лечить женщину и наоборот, но пусть это будет в присутствии махрама или мужа… Условием также является отсутствие женщины, которая могла бы заниматься лечением и наоборот.

Если мы не найдём для лечения женщины никого, кроме немусульманки и мужчины, то более правильное мнение, как сказал аль-Азруи, что немусульманка выдвигается на первый план, потому что её взгляд и её прикосновение «легче», чем мужчины.

При взгляде на лицо и кисти рук учитывается общая нужда, а на другой аурат, помимо половых органов, нужно усиление этой нужды. А что касается половых органов, то ещё большее усиление нужды, чтобы открытие аурата не считалось нарушением репутации, как они передали это от аль-Газали и подтвердили».

Ибн Муфлих, да помилует его Аллах, пишет в книге «Аль-адаб аш-шар’ийя»:

«Если женщина заболеет и не будет никого, кроме мужчины, кто сможет её лечить, то ему можно смотреть на то, на что нужно смотреть, и даже на половые органы. То же касается и лечение мужчины мужчиной. Ибн Хамдан сказал: “Если не будет никого, кто сможет его вылечить, кроме женщины, то ей можно смотреть на то, на что нужно смотреть, и даже на половые органы”. Кадий Абу Я’ля сказал: “Врачу можно смотреть на аурат женщины при нужде, как на это указали имам Ахмад в передаче от аль-Маррузи, Харб и аль-Асрам, а также это дозволено для женщины”».

В итоге, если, как вы сказали, частичное и полное облысение в передней части головы обезображивает её и есть опасность увеличения облысения, и вы не можете найти женщину-врача, которая бы занялась лечением, вам разрешается обратиться к врачу, который поставит диагноз, как вы и упомянули, в присутствии махрама и с закрытием всей остальной головы, кроме места с болезнью.

Аллах знает лучше!

Перевёл: Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос