Люди ещё с давних времён осознали важность медицины, поскольку на необходимость её изучения указывал здравый рассудок и естество человека. Ислам – это образ жизни, который больше всего соответствует естеству человека. Если мы посмотрим на совокупность правовых норм ислама, то увидим, что это совершенный закон, который направлен на защиту убеждений, разума, имущества, а также жизни и здоровья человека.
Известный исламский учёный Иззуддин ибн Абдуссалям выявил, что все общие принципы ислама сводятся к двум правилам: получение человеком пользы и отстранение от вреда. Уделение должного внимания медицине и здравоохранению является одним из самых явных проявлений, которое соответствует этим двум правилам.
Также важно упомянуть, что одной из основных причин сотворения человека является поклонение Одному Всевышнему Аллаху. Сюда входит выполнение намаза, соблюдение поста, выплата заката… также при определённом намерении к поклонению относятся семейная жизнь, помощь окружающим, участие в общественной жизни, добросовестное отношение к работе и тд. Всё это является поклонением. И если общество будет здоровым, то оно будет эффективно, полноценно и более активно выполнять то, для чего человек был создан Всевышним Аллахом. В связи с этим ислам отводит медицине – её изучению, практике и развитию – особое внимание.
Каково отношение ислама к изучению медицины?
В исламе все действия человека, все сферы его жизнедеятельности оцениваются пятью правовыми положениями: это обязательность (ваджиб), желательность (мустахаб), дозволенность (мубах), запрет (харам), нежелательность (макрух). То есть какое бы действие человек ни совершил из дел внешних и внутренних, все эти деяния будут подпадать под одно из этих положений.
Возвращаясь непосредственно к нашему вопросу, мы можем сказать, что изучение медицины является обязательностью (ваджиб). Оно является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) для общества, которое должно иметь в своей среде достаточное количество квалифицированных врачей. В противном случае всё общество будет находиться в грехе, пока среди них не появится необходимое количество врачей, которое удовлетворит их нужды.
На каких примерах мы можем увидеть заботу ислама о здоровье человека?
Один из основных факторов, являющийся залогом здоровья, – это гигиена и правильное питание. Несоблюдение этих двух аспектов нередко приводит людей к различным заболеваниям: болезни ротовой полости, желудочно-кишечного тракта, болезни внутренних органов, инфекционным, кожным и др.
Если мы откроем первую главу любой книги по исламскому праву, то обнаружим, что это будет глава об «Очищении», в которой мы увидим много правовых норм, направленных не только на ритуальное поклонение, но и на соблюдение гигиены, как, например, малое омовение, в котором человек моет руки, ноги, лицо, уши, нос, полощет рот, которое мусульманин обязан совершать до 5 раз в день в зависимости от того, сколько раз он его нарушал.
Также есть ряд причин, при которых человек обязан совершить полное ритуальное омовение (купание), в котором он должен полностью омыть своё тело. Из таких причин: половая близость, окончание менструального цикла у женщин и тд.
Таким образом, мы видим, что соблюдающий правила мусульманин – это человек, часто омывающий своё тело, тем самым соблюдающий гигиену. То есть ислам создаёт много причин, при которых человеку либо обязательно, либо желательно омывать своё тело.
Что же касается правильного питания, которое является залогом здоровья, силы и красоты, то достаточно будет привести несколько хадисов, чтобы увидеть, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал к этому важному аспекту.
В одном из изречений Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал слова примерно с таким смыслом: «Сын Адама не наполнял более зловредного сосуда, чем свой желудок, ему достаточно маленьких кусочков, чтобы не умереть с голоду. Если же это невозможно, пусть он наполняет треть живота пищей, треть – питьём и треть – оставит для воздуха (то есть не переедает так, что ему будет трудно дышать)» (передали ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Маджах, ссылаясь на аль-Микдада).
Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я не принимаю пищу, опираясь на что-либо» (Аль-Бухари).
Под «опираясь на что-либо» подразумевается каждый вид сидения, в котором присутствует спокойствие и удобство, так как подобное приводит к перееданию, что порицаемо в шариате.
Также здесь можно остановиться на посте. В последнее время медики установили, что пост благоприятно действует на организм и таким голоданием можно ускорить лечение некоторых болезней. Это может быть как обязательный пост в священный месяц Рамадан, так и желательные посты, как, например, пост в каждый понедельник и четверг.
Как мы видим из примеров, ислам побуждает человека к соблюдению гигиены и правильному питанию, тем самым устраняя предпосылки многих заболеваний.
Вклад мусульман в медицину
Если говорить о развитии науки в целом, то можно выделить «золотой век» ислама – это исторический период примерно с середины VIII до середины XIII века. В это время учёные-мусульмане внесли большой вклад в развитие различных наук, в том числе и в медицину.
Этому способствовало то, что исламский Халифат того времени был самым большим и передовым государством, простиравшимся от Индии на востоке и до Испании на западе и объединявшим в себе много различных культур и цивилизаций, которые обменивались знаниями и опытом.
Самые высокие достижения мусульманских учёных можно отметить в медицине. Именно в Исламском халифате одними из первых были построены больницы, госпитали, возникли первые медицинские училища. Харун ар-Рашид строит в Багдаде школы, больницы и аптеки. Его сын Ма’мун основывает в Багдаде академию, призывает к себе учёных из всех стран. Во многих городах и местностях строятся школы: в Куфе, Басре, Бухаре и тд.
Таким образом, мусульманские врачи в течение многих столетий были на передовых рубежах этой науки. Им принадлежит целый ряд открытий и изобретений, они опередили в этом деле Европу, которая долгое время задавала планку. Особенно в таком ответвлении медицины как офтальмология.
Арабы впервые ввели в медицину такие термины, как глазное яблоко, конъюнктива, роговая оболочка, сетчатая оболочка глаза.
Профессор Хиргиберг как-то закончил своё выступление такими словами: «В то время когда средневековая Европа находилась в полной тьме, они (т.е. мусульмане) зажигали свет нашей науки. Они были единственными специалистами-офтальмологами в этот период».
Также учёные исламского государства того времени делали открытия и в других направлениях медицины.
Фахруддин ар-Рази (864–925) стал первым врачом, выделившим и описавшим такие заболевания, как ветряная оспа и лихорадка.
Известному учёному Ибн Сине (980–1037), известному на Западе как Авиценна, принадлежит заслуга в открытии заразных заболеваний, связи психологического и физического состояний. Его книга «Канон врачебной науки» с XII по XVII век использовалась в качестве учебника в лучших медицинских институтах Европы.
Андалузский врач Абуль-Касим аль-Захрави (936–1013), известный как Альбукасис, был первым хирургом, внедрившим в повседневную практику швы из кетгута (овечьих кишок).
Али ибн Аббас (ум. в 994 г.) провёл первую хирургическую операцию по онкологии. Написанная им медицинская энциклопедия «Китабуль-Маликий» не потеряла своей актуальности и сегодня.
Перечислять подобные примеры можно ещё долго, однако формат данной статьи вынуждает нас ограничиться приведённым.
Сочетание научных и религиозных методов лечения
Мы не являемся сторонниками такого разграничения, поскольку исламский метод лечения – тот, который более эффективен.
Если, например, отвар какого-либо растения, который применялся во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), борется с банальной простудой лучше, чем, например, таблетка «Нурофена», то это и есть лечение, которое лучше практиковать согласно нашей религии. Если же они как-то сочетаются и выздоровление больного ускоряется за счёт этого, то в таком случае их сочетают.
В подавляющем большинстве ситуаций современные методы лечения будут более предпочтительными, чем то, что было известно ранее. Пользоваться результатами прогресса, в который значительный вклад внесли сами мусульмане, не является чем-то не соответствующим Сунне.
Опять-таки здесь действуют упомянутые нами ранее правила, согласно которым ислам преследует максимальную пользу и максимально эффективно устраняет вред.
Заключение
Как-то на своей странице в социальной сети Facebook я решил провести маленький эксперимент, для чего опубликовал в своём статусе следующие слова: «Лечу зубы по Сунне». Некоторые люди стали расспрашивать о том, что это за метод и каким образом зубы лечат по Сунне. Дождавшись определённого количества комментариев, я дал понять, что это такое же лечение, которое практикуется и в Европе, и в арабском мире, и в Азии, и в Америке – то есть тот метод лечения, к которому люди пришли посредством прогресса и развития. Именно максимально эффективный и полезный метод и является лечением согласно Сунне, что подтверждается словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Аллах предписал делать всё наилучшим образом». Эти слова являются общими и относятся ко всем видам деятельности человека: чем бы он ни занимался, он должен делать это наилучшим образом и должен стараться стать признанным специалистом своего ремесла.
К сожалению, неправильное понимание Сунны, отсутствие разграничения религии, с которой был послан Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) и быта его повседневной жизни стали причинами появления определённого узкого мышления среди некоторых мусульман и тех, кто судит об исламе. Но об этом мы, иншааЛлах, поговорим в другой раз.
Али Каримов [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе