Вопрос: Каково положение (хукм) совершающего обязательный (фарз) намаз присоединившись к молящемуся совершающего дополнительный (нафль) намаз.
Ответ: Дозволено совершать обязательную (фарз) молитву за человеком совершающем дополнительную молитву. На это указывает хадис Муаза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, который говорит, что совершал молитву вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, ночную (иша) молитву. Затем он вернулся к своим сородичам и вновь совершил ночную (иша) молитву. Этот намаз был для него дополнительным (нафиль), а для них обязательным (фарз).
Кто-то может сказать: возможно, пророк, мир ему и благословение Аллаха, не знал об этом. Ответим на это с двух сторон:
Во-первых, скажем что пророк, мир ему и благословение Аллаха, далек от подобного. Ведь он знал, как вел себя Муаз ибн Джабаль, как например, когда ему однажды пожаловались на удлинение чтения Корана в намазе. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позвал его к себе и сделал наставление относительно того, как надо вести молитву, чтобы она не отвращала стоящих позади.
Во-вторых, надо четко понимать, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, знал состояние Муаза ибн Джабаля. И сам Аллах знал подобное и не выказал порицания пророку в откровении. Соответственно, мы говорим: все, что произошло во время пророка, мир ему и благословение Аллаха, является доводом к тому, что так пожелал Аллах. И Аллах никого не утверждает на ошибке, даже если она не была ведома пророку, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Они скрываются от людей (боясь, что будут раскрыты их плохие дела), но не скрываются они от Аллаха (и не стыдятся пред Ним). Ведь Он – с ними (Своим знанием), когда ночью они замышляют речи, которыми Он не доволен: и ведь Аллах объемлет то, что они делают (и ничто не скроется от Него)!» (Сура Ниса, аят 108)
И если бы сородичи (Муаза ибн Джабаля) совершали бы обряд, сами того не понимая, не так как этим был бы доволен Аллах, то Аллах не оставил бы их со своей ошибкой и дал бы знать об этом своему пророку, мир ему и благословение Аллаха. Это указывает на то, что происходящие во время пророка события являются доводом, даже если мы точно не можем определить знал ли положение пророк, мир ему и благословение Аллаха, — молчаливое согласие пророка, мир ему и благословение Аллаха, икрар — является доводом.
Точно также, сподвижник Джабир, да будет доволен им Аллах, опирался на допустимость практики прерванного полового акта, исходя из отсутствия высказывания, порицания или одобрения, по этому поводу пророком, мир ему и благословение Аллаха. «Мы практиковали прерывание полового акта, когда еще аяты Корана ниспосылались»…
Итак, если человек совершает обязательную молитву за человеком совершающем дополнительную молитву – в этом нет ни каких проблем.
Фатва шейха Усаймина, да смилостивится над ним Аллах
Перевёл: Асад аль-Кудали [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе