Забой животного согласно шариату.
На прошлой пятничной проповеди имам Центральной мечети Махачкалы Мухаммад-Расул Саадуев обратился к мусульманам с важным заявлением. В нём говорилось о том, что по результатам проверок, проведённых на рынках Махачкалы и Буйнакска, установлено, что курицы, продаваемые на этих рынках, не режутся согласно нормам шариата. Таким образом, их нельзя продавать и употреблять в пищу, так как они являются мертвечиной. Имам призвал людей к бдительности при покупке кур и сказал, что продавцам, «которым наплевать на нормы шариата, придётся очень тяжко в Судный день». «Уточните, как их надо резать, режьте по шариату и не суйте мусульманам падаль», – заключил имам.
Исходя из этого, мы, основываясь на книге «Аль-Фикху-ль-манхаджи аля мазхаби-ль-имами аш-Шафии», вкратце перечислим основные условия, предъявляемые к забою скота (крупного, мелкого рогатого и птиц), чтобы мясо стало дозволенным для употребления в пищу, а продавцы и хозяева ферм не зарабатывали грехи, продавая людям мертвечину.
Условия действительности забоя животного делятся на три части:
– условия, предъявляемые к режущему;
– условия, предъявляемые к животному;
– условия, предъявляемые к орудию, которым совершается заклание.
Условия, предъявляемые к режущему
1. Режущий должен быть мусульманином или представителем людей Писания (христианином или иудеем).
Доводом являются следующие слова (смысл) Всевышнего, в которых идёт обращение к мусульманам: «Кроме того, что вы зарезали» (Коран, 5:3). На дозволенность мяса, заколотого людьми Писания, указывает следующий аят Корана: «Еда людей Писания дозволена вам» (Коран, 5:3). Что касается мяса, которое было заколото язычниками, атеистами и т. п., то оно запрещено для употребления.
2. Животное нельзя закалывать во имя чего-либо или кого-либо, помимо Аллаха, а также с произнесением не Его имени. Если животное будет заколото ради какого-нибудь идола или, например, ради Пророка, то оно будет запретным для употребления, на что указывают слова Всевышнего, когда идёт перечисление видов запретной пищи: «Вам запрещены <…> и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха)» (Коран, 5:3).
Если человек, закалывающий животное, будет соответствовать этим условиям, то такое мясо будет дозволено в употреблении, вне зависимости от того, будет ли этот человек мужчиной или женщиной, молодым или взрослым и т. п.
Условия, предъявляемые к животному
1. Необходимо, чтобы животное в момент заклания было живым и не находилось в предсмертной агонии по причине болезни, раны и т. д. На наличие жизни в животном указывают его активные движения. Кровь, которая вытекает из перерезанной шеи, не указывает на то, что животное при заклании было живым.
2. Необходимо перерезать трахею и пищевод (каналы, по которым проходит воздух и корм). Эти два канала должны быть перерезаны полностью. Оставление недорезанным даже небольшой части из этих двух каналов делает мясо недозволенным.
Доводом является хадис, который приводят Аль-Бухари и Муслим: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте, но не закалывайте животное зубами или когтями [животного]».
3. Животное необходимо резать одним быстрым движением, чтобы оно не умерло до того, как будут перерезаны трахея и пищевод.
Отсутствие движений животного до полного перерезания трахеи и пищевода указывает на то, что оно умерло до того, как был завершён процесс закалывания. В таком случае мясо животного становится запретным для употребления в пищу.
Условия, предъявляемые к орудию, которым совершается заклание
1. Необходимо, чтобы орудие причиняло раны своей остротой, будь оно железным, каменным, стеклянным и т. д.
Мясо является запретным для употребления в пищу, если животное было убито посредством тяжести удара какого-нибудь предмета, например, камня.
Доказательством является вышеприведённый хадис: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте», тогда как кровь может быть выпущена при помощи острого предмета.
2. Орудие не должно быть сделано из зубов, когтей или любых других костей, будь то домашнего или хищного животного, даже если они являются острыми и при их помощи можно пустить кровь. На запретность этого указывают слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…Но не режьте животное зубами или когтями».
Таким образом, при соблюдении этих трёх условий мясо заколотого животного становится дозволенным.
Также существуют действия, соблюдение которых является желательным при закалывании:
– чтобы человек, закалывающий животное, произнёс имя Аллаха, сказав «БисмиЛлях». На это указывают слова Всевышнего: «Ешьте же то, над чем произнесено имя Аллаха» (Коран, 6:118), а также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте»;
– перерезать обе яремные вены на шее животного;
– чтобы лезвие ножа было хорошо наточенным;
– уложить животное на левый бок, оставив правую ногу свободной, чтобы оно могло двигать ею;
– чтобы режущий и само животное были обращены в сторону киблы (Мекки).
Однако произнесение имени Аллаха при заклании животного, согласно шафиитскому мазхабу, не является обязательным. На это указывает хадис, приводимый Аль-Бухари со слов Айши: «Однажды люди сказали: «О, Посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его». И это были люди, недавно принявшие ислам».
Заключение
К большому сожалению, элементарное незнание норм шариата, касающихся вопросов повседневной жизни мусульман, становится причиной того, что наша еда, наш заработок, наша одежда и всё остальное имущество является приобретённым запретным путём. При этом мы претендуем на любовь к Аллаху и Его прощение.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и Посланникам», – и Всевышний сказал: «O, посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела». Всевышний также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из того благого, чем Мы наделили вас». А потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу, повторяя: «»О, Господь, о, Господь!» Однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлён он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?» (Муслим, Ат-Тирмизи).
Умар Гаджиалиев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе