Как известно, пророческая миссия последнего посланника Всевышнего Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, началась в 7 веке н.э. И уже в том же веке исламский призыв дошел и до Кавказа. С тех пор история Кавказа и Дагестана, в частности, неразрывно связана с Исламом, и с тех самых пор каждый поступок горца так или иначе сверялся с законами шариата. Касался ли этот поступок семейных, общественных отношений или же это был вопрос войны и мира – все это делалось в соответствии с традициями Ислама.
Поэтому, когда, после пленения Шамиля, перед горцами стала опасность потери своей религии, своей веры, они сделали то, что могло защитить самое дорогое, что есть у человека – веру. Для этого им пришлось оставить свою Родину и уехать в другие страны, то есть они совершили Хиджру. Для того, чтобы понять, что такое Хиджра и какой статус она имеет в Исламе необходимо обратиться к истории мусульман.
Под Хиджрой в исламе понимают переселение мусульман из Мекки в Медину (в то время — Ясриб), после долгих мук и унижений, со стороны мекканских язычников, длившихся на протяжении 13 лет. Хиджра в Исламе имеет столь большое значение, что с момента его совершения (622 год) ведется мусульманское летоисчисление. После присяги жителей Медины на верность и защиту Пророка, Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) дает разрешение на начало переселения мусульман Мекки, которых в последующем назвали «мухаджиры».
Переселение осуществлялось небольшими группами, тайно, дабы избежать преследований. Интересно, но был один человек, совершивший хиджру открыто. Это был Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Этот великий сподвижник, знаковая фигура мусульманской истории, ставший в последующем во главе огромного государства, был неимоверно силен как физически, так и духовно. Когда вспоминаешь его имя, на память приходит история его ранения и сердце сжимается от боли.
Вспомним эту историю. В бытность вторым праведным халифом, во время совершения утренней молитвы, ему было нанесено шесть ударов отравленным кинжалом. Нанесший удары был огнепоклонником из числа персов. Одно из ранений было смертельным. В состоянии ожидания своего исхода он часто терял сознание. Но несмотря на раны и нестерпимые боли, когда его извещали о наступлении времени очередного намаза, он, в страхе пропустить, вздрагивал и со словами «моя молитва, молитва!» пытался встать.
Так вот, как передает Али ибн Абу Талиб, когда Умар вознамерился совершить хиджру, он взял меч, надел на плечо лук и колчан со стрелами, прикрепил на пояс копье и направился в сторону Каабы, где в тот момент находилась группа курайшитов из числа язычников. Уверенно и спокойно обойдя семь раз вокруг Каабы, совершив молитву в местечке аль-Макам, Умар направился к этим людям и, обращаясь к ним, воскликнул: «Сколь безобразны эти лица! Всевышний не унизит никого, помимо вас. Если кто хочет оставить мать свою без сына, или детей без отца, или супругу свою вдовою, то пускай предстанет предо мной вон за той долиной».
И вот, вынужденно оставляя позади любимую родину, нажитое имущество, накопленное богатство, мусульмане в целях сохранения своей веры, что является самым ценным на земле для верующего, постепенно покидали Мекку. Продолжалось это до тех пор, пока в Мекке не осталось никого из мусульман, кроме самого Пророка, Абу Бакра и Али, а также некоторых из тех, кто по причине болезни или насильственного пленения не смог выйти в путь.
Абу Бакр, увидев, что большая часть мусульман покинула Мекку, направился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) для получения разрешения на переселение. В ответ же услышал следующее: «Подожди, Абу Бакр, не торопись! Я ожидаю разрешения от Всевышнего». И Абу Бакр, осознавая ответственность сопровождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в столь опасном и сложном пути, ведь Медина находилась на расстоянии 500 километров от Мекки, приступает к тщательной подготовке, занявшей в последующем около четырех месяцев.
В это время язычники, почувствовав возрастающую опасность и возможный итог происходящего, собрали представителей всех курайшитских племен для принятия единого решения. Также на ту встречу поспешил неказистый старичок, которого никто не знал. При входе в круг собравшихся у него спросили: —
— Кто ты, старец?
— Шейх (старец) из местности Наджд. Я услышал о вашем собрании и пришел, чтобы быть с вами. Возможно, вы выслушаете мое мнение и совет, — ответил он.
Собравшись, люди стали предлагать различные варианты и пути решения возникшей для них проблемы. Каждый понимал, что это возможно лишь путем уничтожения носителя знамени Ислама — Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), но никто не осмеливался открыто об этом заявить.
Один из собравшихся сказал:
— Необходимо изгнать его и запретить ему жить в нашем городе. Пусть идет, куда хочет и живет, где хочет!
Неожиданно для всех слово взял старик-незнакомец и возразил:
— Вы ведь знаете, сколь пленительна и прекрасна его речь. Клянусь, если вы так поступите, то, устроившись в одном из селений, завтра он придет вместе с его жителями и уничтожит вас. Нет, это неподходящее решение.
Другой предложил:
— Нужно пленить его и заковать в железо, чтоб он был лишен возможности общаться с людьми.
Вновь взяв инициативу, старик парировал и эту реплику, сказав:
— Род Абду Манаф не допустит этого.
Затем свою речь начал Абу Джахль, один из самых ярых противников Ислама. Он сказал:
— Я хочу предложить то, до чего, как я вижу, вы еще не додумались. Собравшиеся взволнованно спросили: — Что же ты предлагаешь, о Абдуль-хакям?
Он продолжил:
— Я считаю, что мы должны выбрать из каждого племени по одному крепкому, знатному и пользующемуся поддержкой своего рода юноше и вручить каждому из них по острому мечу. Затем они направятся к Мухаммаду, одновременно нанесут удары мечами и убьют его. Если они так поступят, то плату за кровь должен будет выплатить каждый из родов. Что касается рода Мухаммада, то они не смогут воевать со всеми племенами и согласятся получить материальную компенсацию. И мы уплатим столько, сколько они захотят.
Задумайтесь над этим зверским планом, который в чем-то схож с происходящим в мире сегодня. После этих слов плюгавый старик в эйфории воскликнул:
— Это лучшее решение и другого мнения быть не может!
Все присутствовавшие согласились с ним и, разойдясь по домам, немедленно приступили к осуществлению задуманного.
Впоследствии Пророк скажет, что под личиной старца из Наджда, скрывался сам Сатана. Но Божье откровение опережает их планы. Ангел Джабраил (мир ему) нисходит к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с велением переселяться в Медину и запрещает спать на своей кровати в ночь, когда курайшиты запланировали это преступление. Получив известие свыше о заговоре курайшитов, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) направляется к своему преданному другу и соратнику Абу Бакру, чтобы обсудить, как именно будет происходить переселение.
Позже супруга Пророка Аиша (дочь Абу Бакра) вспоминала этот эпизод так: «Однажды, в самый разгар дневной жары, когда мы сидели в доме Абу Бакра, кто-то сказал ему: «Вон идет Посланник Аллаха, закрывая своё лицо! В такое время он еще никогда не приходил к нам». Абу Бакр произнес: «Клянусь Аллахом, в такой час его могло привести сюда только очень важное дело».
После сообщения Абу Бакру о получении разрешения на переселение и обсуждения всех деталей, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся к себе домой и стал дожидаться ночи.
С наступлением ночи тридцать молодых людей из разных племен и родов курайшитов затаились у дома Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дожидаясь, когда тот уснет. Они были абсолютно уверены в успехе своего подлого заговора. А Абу Джахль, который учил уму-разуму аж самого Сатану, высокомерно расхаживая и обращаясь к своим товарищам, окружавшим дом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), с издевкой говорил: «А Мухаммад еще утверждал, что если мы последуем за ним, то станем правителями над арабами и неарабами. А после смерти воскреснем и для нас будут уготованы сады, подобные садам Иордании. Если же мы так не поступим, то будем погублены, а после смерти мы будем воскрешены, но для нас якобы будет уготован огонь, в котором предстоит гореть!»
По замыслу курайшитов, нападение на Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) должно было произойти после полуночи, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уснет. Поэтому никто не спал, ожидая наступления нужного часа. Однако этому гнусному плану не суждено было осуществиться. Он с позором провалился. Ночью Посланник Всевышнего Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел из дома, читая девятый аят суры «Ясин»: «И пред ними Мы воздвигнули преграду, и позади них — преграду, и набросили покров на глаза их, и они не видят», после чего спокойно прошел меж ними.»
В эти минуты Господь миров как будто ослепил их и не дал возможности реализоваться жестокому замыслу против лучшего творения, гордости всего человечества, любимца Аллаха — Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). В начале было сказано, что Хиджра в истории Ислама занимает особое место. Это связано с тем, что мусульмане переселившись в другой город впервые смогли создать свое государство. Но в первую очередь это связано с тем, что Хиджра направлена на сохранение, защиту своей религии, хоть даже для этого и приходится жертвовать своим имуществом и даже Родиной.
Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе