Часто, общаясь с братьями или читая книги, мы встречаем такие понятия как «кияс», «хукм», «мубах» и т.д. К сожалению, мы имеем о них только расплывчатые знания. Если нас спросят, например: «А что такое кыяс?», — мы не можем ответить конкретно, и говорим лишь обще слова. Получается, мы используем выражения, смысл которых не знаем или не понимаем. Все потому, что многие из нас даже поверхностно не знакомы с такой наукой как усуль аль-фикх (основы фикха), изучение которой дает нам понимание всех этих терминов.

Наука усуль аль фикх — одна из самых важных наук шариата и одна из самых любимых для ученых, так как муджтахиды установили эту науку основой для иджтихада и извлечения правовых норм из источников исламского шариата, таких как Коран, Сунна, иджма’ и кияс.

 

Определение

 

Подробное определение этой науки звучит следующим образом: усуль аль-фикх – это наука об общих правилах извлечения шариатских правовых норм, в которой изучается, каким образом применяются шариатские источники, а также характеристика того, кто имеет право выводить из них правовые положения.

Похожее определение приводит Аль-Байдави в своей книге «Минхадж аль-вусуль иля ильм аль-усуль».

Первым, кто написал книгу по этой науке, согласно мнению большинства ученых, был имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, который составил книгу под названием «Ар-Рисаля». Об этом свидетельствуют Фахру-д-дин Ар-Рази и великий исламский историк Ибн Хальдун, да помилует его Аллах.

Но это не означает, что имамы, жившие до имама Аш-Шафии, не имели определенных правил извлечения норм из источников шариата. Они всегда руководствовались такими правилами, однако не составили книг по основам фикха по разным причинам.

 

Разновидности школ усуль аль-фикх

 

В науке усуль аль фикх существует несколько школ:

1) «Мадрасатуль фукаха»,
2) «Мадрасатуль мутакаллимин»,
3) «Аль-Джамъ байна аль-мадрастайн»,
4) «Мадрасатуль имам Аш-Шатыби».

 

Мадрасатуль фукаха

 

Данная школа была образована ханафитскими учеными. Ее особенностью является то, что правила усуль аль-фикх этой школы были извлечены из книг по фикху мазхаба Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах. Тогда как в «Мадрасатуль мутакаллимин» сначала были поставлены правила, а уже на них построены шариатские нормы. Ханафиты изучали свои труды по фикху для собирания правил усуль аль-фикх, ссылаясь на то, что имамы мазхаба Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, руководствовались при их написании определенными правилами. После изучения трудов своего мазхаба по фикху (фуру’) они установили правила и основы (усуль).

Приверженцами данной школы были ханафиты, и поэтому её иногда называют «аль-мадрасатуль ханафийя».

 

Важнейшие труды этой школы:

 

1) «Маахизу аш-шараи’» — Абу Мансур Аль-Матуриди;
2) «Рисалятуль Карахи фи ль-усуль» — Абуль Хасан Абдуллах Аль-Карахи;
3) «Канзуль вусуль иля ма’рифати аль-усуль» — Аль-Баздави;
4) «Усуль Ас-Сарахсий» — Абу Бакр ибн Ахмад Ас-Сарахсий;
5) «Манар аль-анвар» — Абдуллах ибн Ахмад Хафиз ад-Дин Ан-Насафий.

 

Мадрасатуль мутакаллимин

 

Этой школы придерживаются мазхабы имама Малика, Аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля, да будет доволен ими Аллах. Как упоминалось выше, школа мутакаллимин сначала установила принципы и правила вынесения правовых норм из источников шариата, а уже потом на их основе выносила решения по тому или иному вопросу.

 

Важнейшие труды этой школы:

 

1) «Аль-Бурхан» — имам аль-харамейн Аль-Джувейни;
2) «Аль-Му’тамад» — Абуль Хусейн Мухаммад ибн Таййиб Аль-Басрий Аль-Му’тазилий;
3) «Аль-Мустасфа» — имам Аль-Газали;
4) «Аль-Люма’» — Абу Исхак Аш-Ширази;
5) «Аль-Махсуль» — Фахру д-Дин Ар-Рази.

 

Аль-Джамъ байна аль-мадрасатейн

 

Эта школа объединила правила и принципы извлечения шариатских норм двух предыдущих школ: фукаха и мутакаллимун. Как было сказано, между этими двумя школами есть определенные разногласия. Они подтолкнули некоторых ученых создать новую школу, которая бы объединила школу фукаха и школу мутакаллимин. В новой школе – «аль-джам’ байна аль-мадрасатейн» — также имеется множество трудов и сочинений по усуль аль-фикх.

 

Важнейшие труды этой школы:

 

1) «Бадиу ан-Низам аль-джам’ байна усуль аль-Баздави ва аль-ихкам» — Ибн Са’атий;
2) «Ат-Танких» — Аль-Кады Убайдуллах аль-Махбуби аль-Бухари;
3) «Джам’у аль-джавами’» — Таджуддин Ас-Субки;
4) «Ат-Тахрир» — Ибн аль-Химам;
5) «Мусаллям ас-субут» — Мухиббуддин Аль-Бахарий.

 

Мадрасатуль имам Аш-Шатыби

 

Это школа усуль аль-фикх, основоположником которой является имам Аш-Шатыби Абу Исхак Ибрахим ибн Муса (ум. 790 г.х.) В своей книге «Аль-Мувафакат» он заложил основу новому методу в правилах усуль аль-фикх, который четко не разграничивал никто из ученых до него. Отличительной чертой его школы является то, что наука усуль аль-фикх опирается на «цели шариата» (макасыду ш-шариа).

 

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

 

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос