Языковое определение
Слово «сунна» означает «путь» и «сира» (биография), хорошая она или плохая, похвальная или порицаемая.
Ибн Фарис сказал: «Сунна – это сира. Сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха – это его сира».
В словаре «Лисан аль-араб» говорится: «Сунна – это сира, хорошая она или мерзкая».
В хадисах упоминается «сунна» и его производные, однако основой этого слова является «путь».
Например, в хадисе говорится: «Кто установит в Исламе хорошую сунну (обычай, путь), которым будут пользоваться после него, то ему запишутся вознаграждения тех, кто это сделал, нисколько не уменьшая вознаграждение совершившего этот поступок. А тот, кто установит в Исламе плохую сунну (обычай, путь), которым будут пользоваться после него, то ему запишется бремя греха тех, кто это сделал, нисколько не уменьшая ответственность совершившего этот поступок» (Муслим).
Терминологическое определение
Определение слова «Сунна» у мухаддисов – это то, что осталось от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, из его слов, дел, молчаливого одобрения, описания его внешности, а также его жизнеописание, как до начала его пророчества, так и после.
Определение слова «Сунна» у ученых по основам религии. Аль-Амиди, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается Шариата, то слово «сунна» употребляется по отношению к добровольным видам поклонения, которые переданы от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и используется по отношению к тому, что исходило от Пророка из шариатских доводов, из того, что не читается на распев (то, что не является Кораном) и не является чудом. И этот вид мы подразумеваем здесь, к чему относятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его дела и молчаливое одобрение.
Определение слова «Сунна» у факихов – «Сунна – это путь по которому следуют в религии, не относящееся к обязательным видам поклонения».
Определение слова «Сунна» у саляфов. Если мы посмотрим на слова ученых ахлю-сунна, то увидим, что они понимали это слово шире, чем мухаддисы, ученые по основам религии и ученые по мусульманскому праву.
Шейх уль-Ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Слово «Сунна» в словах саляфов использовалось в поклонениях и убеждениях, хотя многие из тех, кто писал о сунне, подразумевали под этим словом убеждения».
Ибн Раджаб, да помилует его Аллаха, сказал: «Сунна – это путь, по которому следуют, и это охватывает собой приверженность тому, на чем был Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его праведные халифы из вероубеждения, дел и слов. И это «сунна» в полном смысле этого слова. Поэтому прежние саляфы не использовали это слово, кроме как в отношении того, что охватывает все это».
Шейх Насыр аль-‘Акль вывел всеохватывающее определение слова «Сунна» в терминологии Шариата: «Сунна означает религию, с которой пришел Посланник, мир ему и благословение Аллаха, включающее в себя знание, поступки, прямой путь и понимание, которое произрастает из всего этого: Сунна – эквивалент Священного Корана; Сунна в значении – «узаконенное», противоположностью чему является нововведение; Сунна в значении — «следование Пророку»; Сунна в значении «основы религии» и «правильные убеждения»; Сунна в значении — «хадис»; Сунна в значении — «добровольные виды поклонения»».
Значение слова «Сунна» у ахлю-сунна
Этот термин используется в двух значениях:
1. Общее значение этого слова, под которое подпадают все те, кто относит себя к Исламу, за исключением рафидитов (шиитов). Говорится: «Это рафидит (шиит), а это суннит». И это общий смысл этого термина.
Шейх уль-Ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах, пояснил: «Большинство людей не знает другой противоположности сунниту, кроме как рафидит. И если кто-нибудь скажет «Я – суннит», то это значит, что он говорит «Я – не рафидит».
Суфьян ас-Саури разъяснил это, когда отвечал на вопрос о том, что соответствует сунне: «Это, когда ставишь вперед двух шейхов: Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах».
2. Значение этого слова в частном и узком смысле, когда исключаются нововведенцы и следующие своим страстям, к которым относятся хариджиты, мурджииты, кадариты и другие заблудшие группы.
Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Под словом «ахлю-сунна» подразумеваются все те, кто утверждает правление первых трех халифов (Абу Бакра, Умара, Усмана, да будет доволен ими Аллах). Сюда относятся все группы, кроме рафидитов (шиитов). Также под словом «ахлю-сунна» подразумеваются «ахлю-ль-хадис ва сунна», к которым не относятся никто кроме тех, кто утверждает атрибуты Всевышнего Аллаха (без толкований) и говорит: «Книга Аллаха не сотворена, в будущей жизни (ахира) можно будет увидеть Аллаха», кто утверждает предопределение судьбы, а также другие вещи, которые известны у «ахлю-ль-хадис ва сунна»».
Ахлю-сунна – это сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что они получали знания о вероубеждении и поклонении непосредственно от него, мир ему и благословение Аллаха. И они являются самыми знающими о сунне и более остальных следующими за ней, чем все остальные люди.
Также к «ахлю-сунна» относятся те, кто последовал за ними в благом, которые следовали по их следам, когда бы и где бы он ни был. Во главе их «ахлю-ль хадис ва-ль-асар», которые передали нам сунну Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, различив достоверные хадисы от слабых, действовали в соответствии с ними и строили на них свои убеждения.
Имам ибн Хазм, да помилует его Аллах, сказал: «Ахлю-сунна – это те, кого мы упоминаем как люди истины (ахлю-ль-хакк) и кто враждует с ними, тот нововведенец. Ахлю-сунна – это сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и все, кто следовал их пути, из числа лучших табиинов, затем, к ним относятся «асхаб-уль-хадис» и те ученые по фикху, которые следовали за ними, из поколения в поколение вплоть до наших дней, и которым следуют простые люди на Востоке и Западе, да помилует их Аллах».
Названия (прозвища) «Ахлю-сунна»
«Асхаб-уль-хадис ва-ль-асар»
Так их называют потому, что они заняты изучением хадисов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и преданий о сподвижниках, да будет доволен ими Аллах, различая достоверное от слабого, размышляя над ними, действуя в соответствии с ними и используя в качестве довода.
Имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал:
А хадис – это ясный день.
«ас-Саляф ас-Салих»
Здесь имеются в виду сподвижники, да будет доволен ими Аллах, их последователи (табиины), и те, кто последовал за ними из числа имамов Ислама, которых мусульманская умма признала таковыми, и отметила их великую роль в Исламе, и все мусульмане восприняли их слова с довольствием. Это четыре имама основатели мазхабов, Суфьян ас-Саури и Суфьян аль-Уяйна, ал-Ляйс бин Саад, Абдулла бин аль-Мубарак, Ибрахим ан-Нахаи, аль-Бухари и другие составители сборников хадисов, и всякий кто не был обвинен в нововведениях, и кому не было дано прозвище, указывающее на недовольство ими людьми, как хариджиты, рафидиты, мутазилиты и джабариты.
«Спасшаяся, победоносная группа»
Хадис: «Моя умма разделится на 73 течения. Все они в Огне, кроме одной» Люди спросили: «Кто они, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это те, кто находится на том, на чем я и мои сподвижники» (ат-Тирмизи).
А также хадис: «Не перестанет существовать в моей умме группа, находящаяся на истине. И не навредит им тот, кто оставит их без помощи, пока не придет повеление Аллаха, а они будут оставаться на этом» (Муслим).
Перевод: Икрима абу Марьям
Мухаммад Салляби
«Сыфату раббиль барийя аля манхаджи аль-акыдати ассаляфия»
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе