Вниманию читателя предлагается материал, основанный на ответе шейха Аль-Мунаджида на вопрос об убийстве девушки за совершённое прелюбодеяние без судебного разбирательства. Речь пойдёт об актуальной для окружающего нас общества теме, связанной с приведением в исполнение наказания за преступление, и тем, кому принадлежит это право. В частности, речь пойдёт о приведении в исполнение наказания за не доказанное по шариату прелюбодеяние.
Особое внимание читателю следует обратить на указание шейхом отсутствия разницы относительно опорочения чести между прелюбодеянием мужчины и прелюбодеянием женщины, о чём будет говориться в конце статьи. Бытующие же относительно этого предрассудки не имеют отношения к исламу и, скорее, связаны с различными традициями, обычаями и понятиями.
Вопрос:
Можно ли убивать девушку в качестве мести за то, что она опорочила семью, совершив прелюбодеяние, либо за её связь с посторонними мужчинами, если факты точно не подтверждены? Если нельзя, то могли бы вы привести аяты и хадисы, поясняющие запретность подобных действий без судебного разбирательства по шариату? Происходило ли что¬-то подобное во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?
Ответ:
Хвала Аллаху!
Поистине, величайшим из грехов, с которым раб может встретить своего Господа, является убийство души не по праву. Аллах говорит (смысл): «Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (сура «Женщины», аят 93). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сторонитесь семи губящих (человека грехов)!» Было спрошено: «Посланник Аллаха, какие это (грехи)?» Он ответил: «Придание Аллаху сотоварищей, колдовство, убиение без права души, которую Аллах сделал неприкосновенной, использование собственности сироты на личные нужды, нажива на ростовщичестве, бегство с поля боя и опорочение целомудренных верующих (женщин)» (Муслим).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Верующий не перестанет пребывать в широте (благости) его религии, пока не прольёт запретной крови» (Аль-Бухари).
Нельзя обвинять целомудренных девушек в прелюбодеянии, которое может быть подтверждено только при наличии четырёх свидетелей, собственными глазами видевших соитие, либо по собственному добровольному признанию самого прелюбодея. А того, кто посягает на честь девушки без свидетелей прелюбодеяния, наказывают восьмьюдесятью ударами палкой. Аллах говорит (смысл): «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырёх свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами»(сура «Свет», аят 4). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…ступай, Анас, к этой женщине. Если она признается, то исполни наказание». Он пошёл к ней, и она призналась во всём, после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал привести наказание в исполнение (Аль-Бухари, Муслим).
Для каждой степени преступления Всевышний Аллах установил соответствующую ей меру наказания. Для женатого прелюбодея предусмотрена смертная казнь, для неженатого – сто ударов палкой. Аллах говорит (смысл): «Прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них – высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих» (сура «Свет», аят 2).
Абу Хурайра рассказывал: «Однажды один из мусульман пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в мечеть и сказал ему: «Посланник Аллаха, я совершил прелюбодеяние!» Но он отвернулся от него. Тогда тот встал перед ним и повторил: «Посланник Аллаха, я совершил прелюбодеяние!» Он снова отвернулся от него. Так он повторил это перед ним четыре раза, дав, таким образом, четыре свидетельства против самого себя. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позвал его и спросил: «Ты в умственном помешательстве?» Тот ответил: «Нет». Он спросил: «Ты состоишь в браке?» Тот ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Идите с ним и забейте его камнями» (Муслим).
На вопрос о том, кто непосредственно может исполнить наказание и казнить прелюбодея, ответ будет следующим… Никому не следует исполнять наказание, кроме того, кому позволил это сделать правитель. Если же нет правителя, судящего по шариату, то не дозволено простым людям исполнять подобное наказание, а тот, кто сделает это, совершит грех. Исполнение наказания нуждается в следствии и разбирательстве, в иджтихаде и шариатском знании для того, чтобы было возможным действительно разобраться в доказательствах совершения преступления, определить условия исполнения наказания за него и т.д. Простые люди не знают всего этого, и, если к ним перейдёт право решать подобные вопросы, это приведёт к большому вреду и хаосу и повлечёт за собой убийства и покушения на жизнь под предлогом исполнения наказания.
Имам Аль-Куртуби сказал: «Нет разногласия среди учёных, что месть за убийство осуществляется под контролем правителя, который обязан осуществлять контроль над исполнением наказания. Ведь Аллах, призвав всех верующих к мести, не всем повелел исполнение этого. Они должны поручить исполнение наказания правителю» (2\245). Относительно аята – «Прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них высеките сто раз» – Аль-Куртуби говорит: «Нет сомнения, что обращение это идёт к правителю или к тому, кто его замещает» (12\161).
Ибн Рушд сказал: «…а что касается исполнения наказания, то все учёные единогласны, что это лежит на имаме» («Бидаяту-ль-муджтахид», 2\233).
Шейх Аш-Шавкани сказал: «От Абу Зияда, от его отца, от учёных-факихов, унаследовавших знания от жителей Медины, передаётся, что не следует никому исполнять наказания, кроме правителя» («Нейлю-ль-автар», 7\295).
Родственникам девушки следует запрещать ей порочное поведение и ограждать от причин, ведущих к нему. Надо запретить ей выход из дома, общение с посторонними и т.п. Если это невозможно предотвратить ничем, кроме её заключения в доме, то так и следует сделать, но убивать её ни в коем случае нельзя.
Шейху-ль-ислама Ибн Теймийю, да смилуется над ним Аллах, спросили о замужней женщине, имеющей детей, у которой была тайная порочная связь с посторонним мужчиной, и которая после раскрытия этого факта стала требовать от мужа развод, — имеет ли она право на должное отношение детей после того, что совершила? Будет ли грех на детях, если они оборвут с ней отношения? Можно ли тому, кто убедился в этой порочной связи, тайно её убить? Если он совершит это, будет ли на нём грех?
Шейх ответил: «Хвала Аллаху. На её родственниках и детях лежит обязанность запретить ей порочные действия, даже если для этого её придётся запереть в доме и приковать. Сыновьям нельзя бить мать и прекращать оказывать ей должное благочестие. Запрещено и обрывать с ней отношения таким образом, что ещё больше усугубит её положение. Допустимо это делать по мере необходимости и положительного влияния на неё. Если она нуждается в пище и одежде, то они обязаны предоставить ей всё необходимое. Запрещено родственникам и детям наказывать её, убивая, или каким-либо другим способом. Они понесут за это большой грех» («Маджмуату-ль-фатава», 34\177).
Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) бывали случаи, когда некоторые из женщин совершали подобный проступок, однако никто из родственников не убивал их. Это была, например, Гамидия, да смилуется над ней Аллах. Бурайда рассказывал: «…затем к нему (Пророку) пришла Гамидия и сказала: «О посланник Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, очисти же меня». Он отослал её. На следующий день она сказала: «О посланник Аллаха! Зачем ты отослал меня? Наверное, ты отсылаешь меня, как отсылал Ма‘иза. Но – клянусь Аллахом! – я беременна». Он сказал: «Нет! Уходи, пока не родишь ребёнка». Когда она родила, то пришла к нему с мальчиком, укутанным в кусок материи. Он сказал: «Уходи и корми его, пока не оторвёшь от груди». Когда она оторвала его от груди, то пришла к Пророку с мальчиком, держащим в руках ломоть хлеба, и сказала: «Вот, о посланник Аллаха, я оторвала его от груди, и он самостоятельно ест». Он передал мальчика (на воспитание) одному мусульманину и приказал вырыть для неё яму по грудь, а затем повелел людям забросать её камнями» (Муслим).
А то, о чём говорят родственники девушки в заданном вопросе, что якобы она заслуживает смерти, то это ошибка, и я попробую объяснить, в чём они заблуждаются:
1. Они не сделали бы подобное, если бы это действие совершили их сыновья или братья. Это похоже на поступки арабов в джахилии (времена невежества до ислама), когда они дозволяли прелюбодействовать себе, но запрещали это своим женщинам. Они гневаются, считая, что их честь очерняется, когда их женщины совершают подобное, однако если бы они действительно гневались из-за религии, то такая же реакция у них была бы на проступки их сыновей или братьев. Но, к сожалению, бывает даже так, что отец гордится подобными «подвигами» своих сыновей и даже побуждает к ним.
2. Они сами предоставили возможность женщине попасть в подобные обстоятельства. Усадили девочек в смешанные классы, позволили дружбу с мальчиками, просмотр растлевающих фильмов, встречи – всё это и привело к плачевным результатам. Некоторые не выдают своих дочерей вовремя замуж, ставят сложные условия, а затем ещё хотят наказать провинившуюся! Они больше достойны наказания!
3. Некоторые из них убивают не то чтобы за прелюбодеяние – даже за простой разговор или знакомство, а подобное не наказывается смертью в шариате.
4. Они открывают дверь для каждого, кто задумает убить свою дочь или сестру под этим надуманным предлогом. Однако истинным мотивом убийства, возможно, будет мотив, прикрывающий его собственные преступления. Родственники девушки должны бояться Аллаха относительно тех, кто находится на их попечении. Они должны запрещать девушке совершать порочные поступки и устранять причины, ведущие к ним, без послаблений и без чрезмерных действий, не дозволенных шариатом.
А Аллаху ведомо об этом лучше.
Абу Тыфль [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе