Поистине, Аллах сотворил творения для того, чтобы они познали Его, поклонялись Ему, испытывали трепет перед Ним и боялись Его. И он установил для них доказательства, которые указывают на Его Величие и Возвышенность, чтобы они приближались к Нему и испытывали трепетный страх. И Он описал им каким сильным будет Его мучение и обитель наказания, которая уготована для тех, кто ослушается Его, чтобы они убоялись Его путем совершения праведных дел. Поэтому Аллах повторяет в Своей Книге упоминание об Огне и уготованных там мучениях и наказаниях для Его врагов, которые включают заккум (адское дерево, которое создано из огня и питается им), дзари’ (говорится, что это дерево из огня, что это камни, а также — ядовитое растение), хамим (кипяток), цепи, оковы и другие виды бедствий и ужасов. Этим Он призывает Своих рабов к трепету и страху перед Ним, и к тому, чтобы они спешили к подчинению тому, что Он повелел, что Он любит и чем Он доволен. А также, чтобы они сторонились того, что Он запретил, что Он не любит и порицает.

 

Тот, кто станет размышлять над Кораном, тот найдет удивительные вещи. Точно также и достоверная сунна, которая является толкованием и разъяснением смыслов Корана. Также и жизнеописание праведных предков, людей знания и веры из числа сподвижников и тех, кто последовал за ними в благом. Кто поразмыслит над этим, тот осознает состояние этих людей, в какой степени в них присутствовал страх, трепет и повиновения. И этот страх стал причиной такого их благого состояния, сильного усердия в поклонении и оставления мельчайших нежелательных поступков, не говоря уже о запретных делах. Поэтому, некоторые праведные предки говорили: «Страх перед Всевышним Аллахом закрывает сердца боящихся от прикрас этого мира и совершения сомнительного».

 

Всевышний Аллах гарантировал Рай тем, кто боится Его из числа людей веры.

 

Всевышний сказал: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада»Муджахид сказал об этом аяте: «Аллах будет отчитывать каждую душу за то, что она приобрела, и тот, кто хотел сделать что-то и испугался отчета перед Аллахом, тому два рая». Он также сказал: «Это говорится о человеке, который совершает грех, но вспомнив о предстаянии перед Аллахом, оставил это дело». Также он сказал: «Это человек, который вознамерился совершить грех, но вспомнил об Аллахе и оставил то, что хотел сделать».

 

Али бин Аби Тальха передал от ибн Аббаса: «Всевышний Аллах обещал верующим, которые страшатся предстать перед Ним и совершают обязательные предписания, рай».

 

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Рай спросил: «О Господь, для кого ты создал меня?» Аллах ответил: «Для того, кто поклоняется Мне и боится Меня».

 

Язид бин Абдуллах бин аш-Шахир сказал: «Мы говорили, что обитателем Ада является тот, кого страх перед Аллахом не останавливает от совершения дел, которые скрыты от него (дозволенность или запретность ему неизвестна)».

 

Передается от Вахба бин Мунаббих: «Ничто так не побуждало людей к поклонению, как страх перед Аллахом».

 

Абу Сулейман ад-Дарани сказал: «Основа всего благого в этом и в будущем мире это страх перед Аллахом, Всемогущий Он и Великий. И всякое сердце, в котором нет страха перед Аллахом это разрушенное сердце».

 

Вахайб бин аль-Варад сказал: «До нас дошел пример сравнения страха перед Аллахом с телом человека. Страх перед Аллахом подобен человеку, который живет в своем доме. Дом не перестает быть обжитым, пока в нем живет его хозяин, но когда он покидает его и в нем поселяется другой, то он рушится. Также и страх перед Аллахом: тело человека не перестает быть обжитым, пока в нем присутствует страх перед Аллахом, но если страх покинет тело, то оно разрушится. Таким образом, человек проходит перед собранием людей, и они говорят «Какой же это скверный человек». И одни спросят других: «Что вы видите в нем?» и они ответят: «Мы ничего в нем не видим, но испытываем к нему отвращение» — и это по причине того, что в нем отсутствует страх перед Аллахом. А когда перед собранием людей проходит человек, у которого есть страх перед Аллахом, то они говорят: «Клянемся Аллахом, это прекрасный человек». Их спрашивают: «Что вы видите в нем?» И они отвечают: «Мы ничего в нем не видим, но мы любим его».

 

Аль-Фудайль бин аль-‘Ияд сказал: «Страх перед Аллахом лучше, чем надежда, пока человек является здоровым. Но когда приходит смерть, то надежда на милость Аллаха лучше».

 

Ибн аль-Мубарака спросили о двоих людях, один из которых является страшащимся Аллаха, а другой павшим на пути Аллаха, и он ответил: «Из них двоих любимее мне тот, кто больше боялся Аллаха».И я испросил благословения у Всевышнего Аллаха на то, чтобы собрать книгу, в которой бы я упомянул описание Ада и того, что уготовано в нем для Его врагов из позора, наказания и погибели, чтобы эта книга, по воле Аллаха, стала тем, что подавляет в душах грехи и испорченность, и чтобы стала причиной для нее в стремлении к успеху и прямоте.

 

Из предисловия книги ибн Раджаба «ат-Тахвифу мин ан-Нар ва та’рифу би хали дариль баввар»

Перевод: Икрима абу Марьям

 

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос