Возмещение ущерба

 

Шариат защищает имущество человека, который находится под его юрисдикцией. Покушение на него запрещено, и этот запрет является предельно очевидной нормой ислама.

 

Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл)«О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29).

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ваша жизнь и ваше имущество являются для вас столь же священными, как этот день в этот месяц в этом городе до того дня, когда вы встретите своего Господа. Довёл ли я это до вас?» Люди ответили: «Да» (Аль-Бухари).

 

Если один человек нанёс имуществу другого какой-либо ущерб, то первый обязан возместить его. На это указывает Коран, Сунна и единогласное мнение исламских учёных.

 

Аллах говорит в Коране (смысл)«…то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил» (сура «Трапеза», аят 95).

 

Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был у одной из своих жён, другая отправила ему тарелку с блюдом. Жена, в доме которой он находился, ударила по руке слуги, тарелка выпала и разбилась. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) собрал осколки тарелки, а затем стал собирать еду, которая была в тарелке, говоря: «Ваша мать проявила ревность». Затем он задержал слугу и дал тарелку из дома жены, у которой он находился. Таким образом, он отдал целую тарелку жене, тарелка которой была разбита, и оставил разбитую в доме той, которая её разбила (Аль-Бухари).

 

Имам Ибн Абдульбарр сказал: «Учёные единогласны в том, что если человек испортил имущество другого или истратил его без разрешения хозяина, то он несёт за это материальную ответственность. Тот, кто испортил имущество другого, должен возместить его, каким бы образом он его ни испортил. Это норма, в которой нет разногласия» («Ат-Тамхид», 3/119).

 

Виды ущерба

 

Ущерб можно условно разделить на три вида:ущерб

1. Ущерб, причинённый посредством порчи имущества или нанесения ему вреда посредством умышленных действий.

2. Ущерб, связанный с потерей определённой имущественной пользы и реально утверждённого заработка.

3. Репутационный или моральный ущерб, ущерб, причиной которого является покушение на честь человека, его свободу, общественный статус, деловую репутацию и т. п.

 

Что касается ущерба, нанесённого посредством порчи имущества, то в необходимости его возмещения между исламскими правоведами нет разногласий, как об этом было сказано выше.

 

Что касается ущерба, связанного с потерей реально утверждённого заработка, то об обязательности возмещения такого ущерба говорит постановление Международной академии исламского права в Джидде, а также фатва Комитета больших учёных Саудовской Аравии.

 

В тексте постановления Международной академии исламского права говорится: «Ущерб, возмещение которого можно требовать, включает в себя реальный материальный ущерб, реальные материальные убытки и утерянный реально утверждённый заработок и не включает в себя репутационный и моральный ущерб» («Маджалляту Маджма’ аль-фикх аль-ислямий», 12/2/306).

 

В фатве Комитета больших учёных говорится: «Если установленный штраф является большим согласно общепринятой практике, так, что он становится имущественным наказанием, и является далёким от того, на что указывают шариатские принципы – в таком случае будет обязательным вернуться к справедливости и остановиться на том, что было упущено из утверждённой выгоды или нанесено из вреда» (постановление от 21/8/1394 по хиджре).

 

Что касается репутационного и морального ущерба, то он не покрывается материальным возмещением.

Шейх Мустафа аз-Зарка говорит: «Утверждение об имущественном возмещении морального ущерба является новоизобретённым. Этому нет аналогии в исламском праве… Методология шариата в превентивных мерах относительно морального ущерба заключается в соответствующем сдерживающем наказании, а не в имущественном возмещении. Потому что шариат не расценивает репутацию человека как имущество, которое можно оценить и которое должно быть возмещено посредством другого имущества в случае посягательства на него. Если резюмировать, мы не видим оправданным и полезным имущественное возмещение морального ущерба, поскольку в данном направлении шариат даёт широкие возможности для превентивных мер посредством установления сдерживающего наказания» («Аль-Фи’лю д-дар», стр. 121, 124).

 

Абдульму’мин [islamcivil.ru]

.

.

.

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос