Гастроскопия во время поста

гастроскопВниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос о гастроскопии во время поста с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com.

 

Вопрос:

Нарушает ли пост гастроскопия?

 

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Гастроскоп – это медицинский инструмент, вводимый в желудок через рот. Его применяют для производства изображения слизистой оболочки желудка, снятия с неё пробы для детального изучения и др. После выполнения процедуры его извлекают через рот.

Ученые расходятся во мнениях: нарушает ли пост любое проникновение в желудок какого бы то ни было вещества, – будь то пищевого либо любого другого, – или же он нарушается только от веществ, имеющих пищевые свойства?

Три мазхаба – маликитский, шафиитский и ханбалитский – утверждают, что пост нарушается от всего, что попадёт внутрь желудка. Согласно этому, гастроскоп также будет нарушать пост.

Ханафиты также согласны с тем, что всякая вещь, попавшая в желудок, сделает пост недействительным. Только в отличие от других они ставят условие, чтобы попавшее в желудок вещество в нём и оставалось. В соответствии с этим, гастроскоп не нарушит пост, поскольку он не остаётся в желудке, а извлекается из него после использования.

См.: «Табйин аль-хакаик» аз-Зейла’и (1 / 326); «аль-Маджму’» (6 / 317); «аш-Шарх аль-кабир» (7 / 410); «Шарх мунтаха аль-ирадат» (1 / 448); «Бидайа аль-муджтахид» (2 / 153).

Шейх уль-Ислам Ибн Теймийа – да помилует его Аллах! – придерживался мнения, что пост нарушается от попадания внутрь желудка только пищевых веществ. Он – да помилует его Аллах! – сказал: “Более очевидно, что пост не прерывается от проглатывания непищевых веществ, таких как камушек” (конец цитаты). («Маджму’ аль-фатава» (20 / 528)).

Если исходить из этого утверждения, гастроскопия также не будет считаться нарушающим пост действием. Это мнение и является более достоверным, так как источник (насс) указывает на то, что пост нарушают приём пищи и питьё. Всевышний Аллах говорит: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Св. Коран, 2: 187). Гастроскоп же не является ни пищей, ни питьём, и не охватывается их понятием, так как организм не усваивает его как питательное вещество.

Однако если на гастроскоп будет нанесено какое-нибудь смазывающее вещество для облегчения введения его в желудок, либо же через него будет влит какой-нибудь раствор (солевой, например) для очищения и облегчения производства изображения, то пост от попадания в желудок этих веществ станет нарушенным, поскольку организм впитает их и усвоит. Это уже будет равнозначно приёму пищи и питью.

Шейх Ибн ‘Усеймин – да помилует его Аллах! – разъясняя в «аш-Шарх аль-мумти’» (6 / 370, 371) положение мазхаба имама Ахмада о том, что всякая вещь проникшая в желудок нарушает пост, говорит:

“Таким образом, если человек введёт гастроскоп в желудок, и он окажется внутри него, то это приведёт к нарушению поста (то есть, согласно ханбалитскому мазхабу).

Но более достоверно – это то, что из-за введения гастроскопа пост не нарушается, если на нём не будет никакого смазочного вещества или чего-то в этом роде, что может попасть в желудок вместе с ним. Иначе же гастроскопия будет нарушать пост, а потому и нельзя будет без крайней необходимости прибегать к ней во время поста ” (конец цитаты).

В резолюции Совета по исламскому праву говорится: “Не признаются нарушающими пост следующие действия: … введение гастроскопа, если оно не сопровождается введением жидкостей (растворов) или иных веществ” (конец цитаты). («Маджалля аль-Маджма’» (10 / 2 / 453 – 455)).

Таким образом, если гастроскоп будет введён в желудок без какого-либо иного вещества, то пост он не нарушит. Если же вместе с ним будет введено какое-либо смазывающее вещество или что-то другое, то это приведёт к нарушению поста.

См. также: «Мафсадат ас-сыйам аль-му’асыра» («Современные способы нарушения поста») доктора Ахмада аль-Халиля (С. 39 – 46).

А Аллах же знает лучше!

 

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *