Исламский этикет. Часть 6

Мы продолжаем публиковать адабы (правила этикета), упомянутые шейхом  Абд аль-Фаттахом Абу Гуддой в своей книге “Мин адаб аль-ислям”

 

Адаб № 19

 

Соблюдай адаб по отношению к своим родителям наилучшим образом, ибо они больше других достойны этого.

Однажды к Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) пришел человек и спросил: «О, посланник Аллаха! Кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он ответил «Твоя мать, затем твоя мать, затем твоя мать, затем твой отец, затем твои близкие (родственники)» (аль-Бухари и Муслим).

Хишам ибн Урва рассказывал со слов своего отца, что Абу Хурайра (Да будет доволен им Аллах!) увидел человека, идущего впереди другого, и спросил: «Кто он тебе?» Тот ответил: «Это мой отец». Тогда Абу Хурайра сказал ему: «Не иди впереди него, не садись, пока он не сядет, и не зови его по имени». Этот хадис передал аль-Бухари в книге «Адаб аль-Муфрад» и Абд ар-Раззак в своей книге «Мусаннаф».

Ибн Вахб рассказывал, что однажды на уроке имам Абд ар-Рахман ибн аль-Касим аль-Утакий аль-Мисри, ученик имама Малика ибн Анаса (Да смилуется над ним Аллах!), когда перед ним читали книгу «аль-Муватта», встал и долго простоял, затем сел. Когда его спросили об этом, он ответил: «Моя мать спустилась и спрашивала кое-что, когда она встала, я тоже встал из-за этого. Когда же она поднялась (к себе), то я сел обратно».

Также благородный табиин Тавус ибн Кайсан говорил: «Из Сунны — проявление уважения к четырем: к ученому (алиму), обладателю седины (т. е. людям пожилого возраста), правителю и отцу. И поистине грубостью является то, что человек зовет своего отца по имени».

 

Адаб № 20

 

Хафиз Имам ибн Абд аль-Барр (Да смилуется над ним Аллах) в конце своей книги по маликитскому фикху «Аль-Кафи» сказал: «Почтительность и хорошее отношение к родителям является обязанностью (фард). И оно легко для того, кому облегчит Аллах. Хорошее отношение к ним — это значит:

• проявлять смиренность в отношениях с ними и мягкость в разговоре;
• смотреть на них только с любовью и почтением;
• не говорить с ними громко, кроме тех случаев, когда это необходимо для того, чтобы быть услышанным;
• щедро расходовать на них;
• и не предпочитать кого-то им, предлагая лучшую еду и питье.

Никто не должен идти впереди своего отца, если он идет вместе с ним; и никто не должен говорить раньше своего отца в его присутствии о тех вещах, о которых ему известно, что его отец лучше разбирается в них. Он должен остерегаться, насколько это возможно, разгневать родителей, и изо всех сил стараться радовать их.

Вносить в жизнь родителей радость и веселье является одним из самых благочестивых дел.

Мусульманин должен спешить ответить им, если один из них или оба позвали его. Если же он находится в добровольной молитве, то пусть сократит ее и поспешит ответить им. И пусть обращается к ним только со словами уважения и почтения.
В свою очередь, родители должны помогать ему в послушании себе и почтительности, будучи мягкими с ним и поддерживая его из своего имущества.

Ибо рабы достигают повиновения Аллаху и исполнения Его предписаний, только если Он помогает им в этом.

 

Адаб № 21

 

Если ты вышел встретить своего родителя или какого-нибудь почитаемого родственника, или друга, равного тебе, или товарища ниже себя , или ты прибыл к ним из какой-либо поездки, то проследи, чтобы твоя одежда была чистой, а внешний вид опрятным.

Постарайся также, чтобы твой внешний вид соответствовал твоему статусу, если тот, с кем ты встречаешься, ниже тебя, или соответствовал его статусу, если он выше тебя. Ибо глаз радуется красивому гармоничному внешнему виду, совершенной форме и безупречной чистоте.

Не будь небрежным к своей внешности даже в мелочах, ибо это уменьшает сладость радости от встречи и лишает глаза их доли наслаждения теми, кто нам дорог и кого мы любим. И этому учит нас благородное пророческое руководство и слова великого Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), не умевшего ни писать, ни читать: «Поистине, вы прибываете к вашим братьям, так украсьте свои одеяния и приведите в порядок вашу поклажу и верховых животных, чтобы вы стали среди людей подобны родинке , ибо Аллах не любит непристойность и говорящего непристойности».

Если ты можешь преподнести какой-нибудь подарок тем, к кому ты прибываешь сам, или тем, кто прибывает к тебе, — в ответ на их подарок, то сделай это. Ибо от встречи ожидают новизну, увеселение души и всплеск чувств от проявлений радости, как внешних, так и внутренних, а преподнесенный подарок может всему этому способствовать. И на это указывают слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Дарите друг другу подарки — и вы полюбите друг друга». Этот хадис передал аль-Бухари в книге «Адаб аль-Муфрад».

Также от праведных предшественников известно, что они брали с собой подарки для тех, к кому они приходили, хотя бы сивак.

 

Абу Абдулла [islamcivil.ru]

_________________________________________

[1] Тут и далее под словами «выше, ниже тебя» имеется в виду: ниже рангом, статусом и т.д. К примеру, если твой гость — твой отец или старший брат, то они выше тебя статусом, а ты ниже их; статус ученого и шейха выше, чем у его ученика и т. д. (пер.)

[2] Имеется в виду: будьте своим чистым, опрятным и красивым внешним видом подобны родинке, которая украшает лицо человека.

Оставить комментарий

Проверка *