Мольба «Кунут» в утренней молитве

Вопросы, касающееся фикха в общем, и отдельных его вопросов в частности, как, например, молитва, очень часто становятся причиной раздора между мусульманами. Итогом этих разногласий бывает появление взаимной неприязни между верующими, забывающими, что составной и неотъемлемой частью веры является проявление уважения мусульман друг к другу, любовь и братство. Одним из таких спорных вопросов, является вопрос о мольбе «Кунут» в утреннем намазе. Представляем вам две фетвы по этому поводу и надеемся, что они помогут понять главное — разделение мусульман является харамом.

 

Мольба «Кунут» в утренней молитве
Абдул Хай Юсуф

 

Вопрос: Каково положение мольбы «Кунут», читаемой тихо в утренней молитве?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам. А затем.

В этом вопросе, люди должны следовать за своим имамом. Если имам читает «Кунут» тихо до поясного поклона, то надо следовать ему. Если он читает ее громко после поясного поклона, то надо так и делать, говоря при этом «амин». Согласно мазхабу имама Малика, да смилостивится над ним Аллах, мольба «Кунут» читается тихо до поясного поклона. От пророка, мир ему и благословение Аллаха, достоверно известно, что он читал ее как до поясного поклона, так и после. В «Сахих» имама Бухари приводится от Анаса ибн Малика, что его спросили: читал ли «Кунут» пророк, мир ему и благословение Аллаха, в утреннем намазе? Он ответил: да. Его спросили: до поясного поклона? Он ответил: сразу после поясного поклона. В версии хадиса от ибн Маджи сказано от Анаса: мы читали «Кунут» как до поясного поклона, так и после.

Известно, что первым, кто установил постоянно читаемой молитву «Кунут» в утреннем намазе, был Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах. Он исходил из своего иджтихада, чтобы опоздавший мог успеть в первый ракаат молитвы. Об этом упомянул имам ибн Хаджар в книге «Фатхуль Бари».

Как ты заметил, вопрос обширен и людям дозволено последовать за своим имамом.

И Аллах знает лучше!

Положение мольбы «Кунут» в утренней молитве
Фетва шейха Мухаммад Салиха ибн Усаймина,
да смилостивится над ним Аллах

Вопрос: Некоторые имамы в мечетях после второго раката утренней молитвы произносят мольбу «Кунут», начинающуюся словами: «Аллахумахдина фиман хадайта …». К ней далее они прибавляют другие различные мольбы. Эту мольбу они считают особенностью, присущей только утренней молитве. Форма эта сохраняется постоянно. И даже если кто по забывчивости пропустит ее чтение, то он совершает земной поклон «забывчивости» (суджуду сахв). Каково положение мольбы «Кунут»? Что должен делать стоящий за имамом, когда тот читает «Кунут»: следует ли ему, подняв руки, говорить «амин», или оставить руки отпущенными и молчать оставаясь безучастным вместе с остальными молящимися? Я хочу получить развернутый ответ и понять.

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними вплоть до Судного дня.

Мольба «Кунут» в утренней молитве произносимая постоянно, без имеющейся шариатской причины, является противоречием Сунне посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Поистине, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не читал «Кунут» постоянно, если на то не было шариатской причины. Случаи, когда сообщается, что он читал «Кунут» в обязательных молитвах, имели конкретную причину. Как приводят ученые ислама, да смилостивится над ними Аллах, он читал «Кунут» в обязательных молитвах в случаях, если на мусульман обрушивались беды, и требовалось обращение с мольбой. Но и в подобных случаях это не являлось особенностью только утренней молитвы. Мольба «Кунут» читалась во всех молитвах.

Затем мнения ученых разделились: надо ли только одному имаму читать «Кунут», где под имамом подразумевалась личность, обладающая высшей властью в государстве? Или же мольбу читает каждый имам в мечети? Или мольбу читает каждый молящийся, даже если он будет совершать молитву один?

Среди ученых были те, кто сказал: Мольба «Кунут» при обрушивающихся бедах является особенностью имама, обладателя высшей власти в государстве, потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сам читал «Кунут» в мечети. И не передается ни от кого, чтобы кто-то помимо него читал «Кунут», пока был жив пророк, мир ему и благословение Аллаха.

Среди ученых были те, кто говорил: Мольбу «Кунут» читает каждый имам в коллективной молитве, потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал ее, будучи имамом мечети и пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Совершайте молитву так, как вы видели совершающим ее меня».

Среди ученых были те, кто говорил: Мольбу «Кунут» читает каждый молящийся, потому что беда обрушилась на всех мусульман, а, как известно «верующие друг для друга подобно строению, одна часть которого поддерживает другую».

Достоверным мнением является то, что мольбу «Кунут» читает общий имам, и также имамы в мечетях, а также молящиеся в отдельности. Однако она не читается в утреннем намазе постоянно, если нет шариатской причины. Это противоречие пути пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Что же касается случаев, имеющих шариатскую причину, то мольбу «Кунут» читают во всех пяти молитвах, а не только в одной.

Однако, мольба «Кунут» читается не только в той форме, которая читается в молитве витр, как сказал спрашивающий — «Аллахумахдина фиман хадайта …». Она читается в форме мольбы с соответствующими ситуации словами, ради которой в принципе «Кунут» и был узаконен и каким он был в Сунне пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Далее. Если человек стоит за имамом, который читает «Кунут», следует ли ему, подняв руки, говорить «амин», или просто опустить руки?

Отвечая на это, мы скажем: «Следует поднять руки и говорить «амин», следуя за имамом, дабы не противоречить ему».

От имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, передано, что он сказал: если человек совершает молитву за имамом, и тот читает в ней «Кунут», то ему следует последовать за ним. И это при том, что имам Ахмад не считал узаконенным чтение «Кунута» в утренней молитве. Однако он, да смилостивится над ним Аллах, позволил это, т. е. следование за имамом, который читает «Кунут» в утренней молитве, боясь появления разногласий, следствием которых станет расстройство сердец.

Подобное передается от сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Повелитель правоверных, Усман ибн Аффан, в конце своего правления халифатом не стал сокращать намаз в долине Мина, совершая паломничество. За это его стали порицать некоторые из сподвижников. Однако они последовали за ним и тоже совершали намаз полностью. Упоминается от Абдуллы ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что ему как-то сказали: О Абу Абдурахман, как ты можешь совершать за повелителем правоверных намаз в четыре раката, тогда как ни пророк, мир ему и благословение Аллаха, ни Абу Бакр, ни Умар не делали так? Он ответил: «разногласие — это зло».

Осталось ответить на другую часть вопроса — «… или оставить руки отпущенными …».

Как видим, спрашивающий полагает, что после поднятия с поясного поклона (рукуъ) надо отпускать руки. Но это слабое мнение, даже если и есть ученые, которые говорят об этом. Как указывает Сунна — молящийся, когда поднимается с поясного поклона, складывает руки в то же положение, как они были до поясного поклона, т. е.кладет правую руку на левую в области середины туловища.

Доводом служит хадис от Сахля ибн Саада, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Людям приказывали, чтобы во время молитвы они возлагали правую кисть на левое предплечье» (Сахих Бухари)

Слова «во время молитвы», подразумевают любые позиции в молитве, кроме земного поклона, когда руки кладутся на землю, во время сидения, когда руки кладутся на бедра, во время поясного поклона, когда руки обхватывают колена. Во всех остальных случаях руки все время находятся в положении правой кисти поверх левой, что и подразумевает эта обобщенность.

Таково достоверное мнение по этому вопросу. Некоторые ученые сказали: Сунной является опускание рук после поясного поклона. Имам Ахмад сказал: есть выбор — сложить или опустить руки.

И Аллаху ведомо лучше!

 

Асад аль-Кудали [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *