Молитва путника. Часть 2

 

4. Начало сокращения молитв

 

Мусульманину не дозволено сокращать молитвы, пока он не отправится в путь и не расстанется с местом пребыва¬ния. На это указывает аят Корана:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов».

Из этого аята нам становится ясно, что сокращение намазов связано с началом путешествия, которое определяется по следующим признакам:

 

1. Если населенный пункт полностью огражден стеной или же только с той стороны, куда направляется путник, то путешествие начинается с пересечением границ этого ограждения. Даже если это ограждение охватывает посевные поля и развалины, сафар все равно начинается после его пересечения, так как они относятся к данному населенному пункту.
Ров или рухнувшие стены, которые изначально служили ограждением, подобны в данном вопросе целой стене.

 

2. Если населенный пункт не огражден стеной или же огражден частично, но не с той стороны, куда направляется путник, то началом путешествия считается переход границы последних построек населенного пункта, даже если эти постройки являются разрушенными.

Если на окраине населенного пункта расположены развалины, которые хозяева используют для посева, но не для проживания, то путнику нет необходимости переходить их границу, чтобы его путешествие началось. Если же хозяева не используют эти местности для посева и там остались основы строений, то путешествие путника не может начаться, кроме как с переходом границ этих местностей.

Что касается посевных полей и садов, то путник не обязан переходить их границы, чтобы начать свое путешествие, даже если там будут постройки, в которых хозяева этой местности проживают в течение определенного времени года.

 

3. Если два населенных пункта неразрывно связаны друг с другом, то необходимо перейти границы обеих населенных пунктов. Однако если между ними есть даже небольшое расстояние, то путнику разрешается сокращать молитвы с переходом границ своего населенного пункта.

Если два близлежащих населенных пункта, между которыми имеется расстояние, ограждены одной стеной, то путнику необязательно переходить границу этой стены, чтобы его сафар начался.

 

4. Если человек проживает в палатке или в пустынной местности, то для начала сафара ему необходимо покинуть пределы территории данной местности, где протекает его повседневная жизнь. В эту территорию также входят такие места, как детская площадка, мусорная свалка, сарай и т. д.

 

5. Если путник отправляется в путь на корабле с населенного пункта расположенного на берегу моря, то его сафар начинается с отплытием корабля из порта или пристани [6].

 

5. Конец пути и сокращения молитв

 

Если путник покинет населенный пункт и перейдет его установленные границы, после чего вернется обратно по какой-либо нужде, не пройдя необходимого расстояния для сокращения молитвы, или сделает намерение окончательно вернуться, то сокращать молитвы нельзя ни в одном из двух случаев. Исключением является случай, если он вновь отправится в путь уже во второй раз с этого населенного пункта, считающегося местом его проживания.

Путь, в котором допускается сокращение намаза, завершается по прибытию на Родину и переходе установленных границ населенного пункта. Сокращение намаза возможно до пересечения этих границ.

Так же путь завершается, если сделать намерение остаться в точке пребывания четыре сутки или же остаться навсегда в назначенной местности в независимости от того, является оно пригодным для пребывания или нет, как пустыня, согласно достоверному мнению. Путь прерывается по прибытию в этот пункт в независимости от того, был он изначальной целью прибытия или же стал им в пути, как и в случае, если сделать намерение на пребывание четыре сутки. Если же он такого намерения не сделал, то путь завершается по истечению этого срока, потому что Всевышний Аллах допустил сокращение молитв с условием продолжения пути, в ином случае сокращение молитв не допустимо.

Доводом в пользу этого является сунна, в которой говорится, что пребывание менее четырех дней не прерывает путь.
Аля’ ибн Аль-Хазрами, да будет доволен им Аллах, передает, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Путник после прибытия в место назначения остается три дня». [7]

Допустимость сокращения намазов в течение трех дней указывает на то, что путник все еще находится в пути, в отличие от четырех дней. Потому, когда Умар, да будет доволен им Аллах, запретил «ахлу з-зимма» (иудеи и христиане, находящиеся под защитой мусульман) оставаться в Хиджазе, позднее он разрешил одному из торговцев остаться на три дня. [8] Три, означает более трех и меньше четырех, потому и намерение пребывать в течение четырех дней означает завершение пути.

Если же путник сделал намерение завершить путь, находясь в дороге, то это не вредит, потому что причиной сокращения молитв является сам путь.

В четыре дня не входят дни приезда и уезда, согласно достоверному мнению, потому что в эти дни путник находится в дороге. День приезда и день отъезда включаются в сафар. Остановки на короткие сроки не являются помехой для пути, так как любой путник совершает остановки, а трудность дороги не проходит без остановок на один целый день.

Так же солдат, находящийся в битве рассматривается как путник, остановившийся на три дня, то есть не сокращает молитвы, если сделал намерение остаться на четыре дня. Если битва затягивается или идет подготовка к ней, то можно сокращать молитвы в течение восемнадцати дней, как об этом пойдет речь далее.

Если же путник остановился в городе, или в селении по какой либо нужде с намерением уехать, как только она будет исполнена, или корабль попал в шторм, то можно сокращать намаз в течение восемнадцати дней, согласно достоверному мнению. Есть и другие мнения по этому вопросу.

Если путник точно знает, что его дело не завершится раньше четырех дней, не считая день прибытия и отъезда, например, из-за торговой сделки или же из-за ожидания пятничного намаза, ради чего необходимо остаться на четыре дня, то в таком случае он не считается путником и сокращение молитв не допустимо. В состоянии ожидания с намерением отъезда сразу после завершения дела можно сокращать молитву в течение восемнадцати дней. [9]

 

6. Когда сокращать молитвы лучше?

 

Когда длина пути достигает расстояния прохождения трех дней (т.е. достигает расстояния трех мархалов, как будет сказано дальше), то укорачивать молитвы лучше, нежели совершать их полноценными.

Передается, что Имран ибн Хусейн, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я совершил хадж с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и [я видел, как] он совершал молитвы по два ракаата. Я также был в пути с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, и он также совершал по два ракаата до своей смерти. Я также был в пути с Умаром, да будет доволен им Аллах, и он также совершал по два ракаата до своей смерти. Я также был в пути с Усманом, да будет доволен им Аллах, и он также совершал по два ракаата в течение шести лет, а после этого, находясь в долине Мина, он совершил намазы полноценными». [10]

Все же следовать за посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, лучше.

Сокращение молитв является облегчением для нас в шариате, но это не обязанность. Поэтому, если че-ловек оставит сокращение и будет совершать молитвы полноценными, в этом не будет ни каких проблем. Также дозволено укорачивать одну молитву и совершать полноценной другую или укорачивать молитвы в один день и совершать их полноценными в другой.

Передается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Я вышла вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в путь на умру в месяц рамадан, и он не постился, а я постилась, он укорачивал молитвы, а я совершала их полноценными. Когда мы вернулись, он сказал мне: «Что ты сделала в своем пути?» Я ответила: «О Посланник Аллаха, ты не постился, а я постилась, ты сокращал молитвы, а я совершала их полноценными» Он сказал: «Молодец, Аиша!»». [11]

Эти слова посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указывают на то, что сокращать молитвы в пути и не поститься, дозволено и это рухса (облегчение), поэтому можно оставить сокращение.

Также Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, молитвы в пути и совершал их полноценными, постился и разговлялся». [12]

Передается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Мы были в пути вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и среди нас были сокращающие молитвы и совершающие их полноценными, постящиеся и не постящиеся. И сокращающий молитвы не упрекал совершающего их полноценными, а совершающий полноценными не упрекал сокращающего. Постящийся не упрекал того, кто не постился, а тот, кто не постился, не упрекал постящегося». [13]

Однако поститься в месяц рамадан, находясь в пути лучше, чем не поститься, если это не причинит вреда организму. Потому что Всевышний Аллах сказал: «Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (Сура «Аль-Бакара», аят 184).

Что касается того случая, когда пост может принести вред организму, то лучше оставить пост, и возместить его после прибытия.

Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прошел рядом с человеком, лежащим под деревом, которого обливали водой, и спросил: «Что с ним?» Ему сказали: «Он постится, о посланник Аллаха» Тогда он ответил: «Не из благочестия поститься в пути (сафаре)». [14]

Если путь человека будет меньше расстояния трех дней, то лучше совершать молитвы полноценными для того, чтобы не противоречить мазхабу имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, который полностью запрещает сокращать молитвы, если расстояние пути будет меньше прохождения трех дней. На это указывает сам имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах.

Тому человеку, который находит в себе нежелание сокращать молитвы и нежелание следовать сунне посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сомнения в дозволенности сокращения молитв, лучше их сокращать. В этой ситуации ему нежелательно совершать молитвы полноценными, для того, чтобы все эти чувства прошли. То касается всех видов рухса (облегчение).

 

__________________________________

[6] Мугни-ль мухтадж 1\263; Аль-Мухаззаб 1\335; Аль-Маджму’ 4\225; Аль-Хауи 2\461; Аль-Анвар 1\133; Хашия Кальюби 1\256

[7] Бухари 3/1431 ( 3718); Муслим 9/121 ( 1352)

[8] Хадис от Умара передал Малик в книге «Муватта» с достоверной цепочкой, стр. 556; Аль-Маджму’ 4/239; так же это передает Аль-Байхаки 3/138

[9] Мугни-ль мухтадж 1/264; Аль-Мухаззаб 1/339, Аль-Маджму’ 3/238; Хашия Кальюби 1/257, Аль-Хауи 2/466; Аль- Анвар 1 /133-134

Аль-Маварди сказал: «Если путник пересекает населенный пункт или город, в котором есть его дом, имущество или родственники, то сокращение молитвы допускается. Потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в прощальном хадже, будучи в Мекке сокращал молитвы и вместе с ним сподвижники. При этом у многих из них в Мекке были дома и имущество». Аль-Хауи 2/468.

[10] Ат-Тирмизи сказал, что он хасан-сахих (хороший и достоверный) 3\106. Также с подобным смыслом в версии от Ибн Мас’уда и Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, приводит Аль-Бухари 1\367 (1032); Муслим 5\197, 203, 204 (689, 694, 695); Ат-Тирмизи 3\101; Ан-Насаи 3\97, 99

[11] Ан-Насаи 3\100; Ад-Дарукутни с хорошим иснадом 2\188; Аль-Байхаки с хорошим и достоверным иснадами 3\142

[12] Аль-Байхаки 3\141

[13] Аль-Бухари 2\687 (1845); Муслим 7\235 (1118); Абу Дауд 1\560; Аль-Байхаки 4\244; Малик в книге «Муватта» стр. 197

[14] Аль-Бухари 2\687 (1844); Муслим 7\233 (1115); Ахмад 3\299, Аль-Байхаки 4\242

 

Оставить комментарий

Проверка *