Общие сведения о тафсирах

Тафсир Ат-Табари

Тафсир – наука, посредством которой понимается Книга Всевышнего Аллаха, ниспосланная Его посланнику Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), разъясняются ее смыслы и выводятся правовые нормы (ахкамы).

Наука тафсира является одной из самых важных наук корановедения (улюм аль-к’уран), так как разъясняет смыслы Книги Аллаха и ее цели.

Тафсир (толкование Корана) делится на два вида:

• «Ат-тафсир би-ль-ма’сур» — толкование, основанное на преданиях, которое опирается на то, что пришло в Коране, Сунне, словах сподвижников и табиинов из толкования Речи Всевышнего Аллаха, велик Он и славен.

• «Ат-тафсир би-р-раъй» — толкование, основанное на самостоятельном суждении, которое концентрируется на правилах арабского языка, достоверных источниках иджтихада, принятых учеными, но без пренебрежения источниками «тафсира би-ль-ма’сур».

 

Хронология развития науки тафсира

 

Что касается муфассиров (толкователей Корана), то первым из них был посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а после него — сподвижники, среди которых особо выделяются десять. Это: четыре праведных халифа, Ибн Мас’уд, Ибн Аббас, Убайй ибн Ка’б, Зайд ибн Сабит, Абу Муса аль-Аш’арий и Абдуллах ибн аз-Зубайр (да будет доволен Аллах всеми ими). Это первое поколение муфассиров, которое передавало и развивало науку тафсира, в основном устно.

После них идет поколение табиинов, основавших школы толкования Корана, которые взяли свои знания от сподвижников:

1. «Мекканская школа» — основана на преданиях от Абдуллаха ибн аз-Зубайра, да будет доволен им Аллах.

2. «Мединская школа» — основана на преданиях от Убаййя ибн Ка’ба, да будет доволен им Аллах.

3. «Иракская школа» — основана на преданиях от Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах.

После них идет эпоха последователей табиинов, которые взяли знания от последователей сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и также продолжали развивать эту науку.

Затем наступило время, когда общая мысль всех трудов предшествовавших ученых должна была соединиться воедино в одном единственном тасфире.

Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (умер в 310 г.) составил свой знаменитый тафсир «Джамиуль Баян», ставший одним из лучших толкований Корана, на который опирались все последующие толкователи. За это Ат-Табари получил прозвище «шейхуль муфассирин» (шейх толкователей Корана).

После этой эпохи наука тафсира не переставала развиваться. Появилось множество ученых, написавших великолепные труды в толковании Корана и отдельных направлениях, связанных с теми или иными ветвями исламской науки, связанной с Книгой Аллаха.

Это такие направления, как:

• «Ат-тафсир би ллюга аль-арабиййа» — толкование, связанное с арабским языком, сконцентрированное на смыслах арабского языка, грамматическом разборе аятов Корана и риторике.

• «Ат-тафсир аль-фикхий» — толкование, связанное с исламским правом (фикх), областью исследования которого является выявление правовых шариатских норм и их положений, обсуждение мнений правовых школ (мазхабов) и т.д.

• «Ат-тафсир аль-акадий» — толкование, связанное с вероубеждением, изучающее основы исламской веры, вопросы и мнения различных сект и течений.

 

Некоторые известные толкования Корана:

 

1. Тафсир, приписываемый Ибн Аббасу (ум. 68), да будет доволен им Аллах.
2. Тафсир Ибн Аби Шейбы (ум. 235).
3. Тафсир Абу Ляйса Ас-Самарканди (ум. 258) «Бахр аль-улюм».
4. Тафсир Ибн Джарира Ат-Табари (ум. 310) «Джамиуль баян фи тафсир аль Кур’ан».
5. Тафсир Ибн Аби Хатима (ум. 327).
6. Тафсир Абу Исхака ас-Са’ляби (ум. 427) «Аль кашф ва аль-баян ан тафсир аль Кур’ан».
7. Тафсир Аль-Багави (ум. 516) «Маалиму ттанзиль».
8. Тафсир имама Аль-К’уртуби (ум. 671) «Аль-Джами’ ли ахками-ль-к’уран».
9. Тафсир Хафиза Ибн Касира (ум. 744) «Тафсиру аль-Кур’ан аль-Азым».
10. Тафсир Аш-Шаукани (ум. 1225) «Фатхуль кадир».

Наука тафсира не перестала существовать и сегодня. В наше время также имеются многочисленные толкования Корана, затрагивающие проблемы современного исламского общества, правовые нормы, связанные с нашим временем, и многое другое. Среди них можно выделить такие, как тафсир Мухаммада Амина Аш-Шанкыти «Адвауль баян», тафсир Абдуррахмана ас-Саади «Тайсиру ль-Карим ар-Рахман фи тафсири Калями ль-Маннан», тафсир Ибн Ашура «Ат-тахрир ва т-танвир», тафсир Вахбы Зухайли «Ат-тафсир аль-мунир» и многие другие.

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *