Обязана ли жена работать по дому?

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос относительно обязанностей жены в отношении мужа с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com

 

Вопрос:

 

Часто можно услышать о том, что мужья дают развод женам или бьют их по незначительным причинам, как, например, неприготовление или задержка обеда или из-за того, что у нее подгорела еда. Когда их спрашивают о причинах такого поведения, они отвечают, что жена пренебрегала своими шариатскими обязанностями.

Но кто-нибудь задумывается над вопросом обслуживания женой мужа в быту с шариатской точки зрения? Обязана ли жена по шариату готовить мужу, делать уборку в доме или чистить одежду? Большинство ученых говорят о том, что жена не обязана это делать, кроме как по собственному желанию без вменения в обязанность. Верно ли это утверждение?

 

Ответ:

 

Хвала Аллаху.

Ученые разошлись во мнениях относительно того, должна ли жена прислуживать своему мужу. Большинство ученых утверждает, что она не обязана это делать, некоторая же часть говорит, что обязана.

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (19/44) говорится, что среди ученых нет разногласий в том, что жене дозволяется прислуживать своему мужу дома, несмотря на то, прислуживает она самой себе или за ней смотрит служанка. Однако они разошлись во мнениях, является ли ее прислуживание мужу обязанностью.

Большинство ученых (шафииты, ханбалиты и некоторые маликиты) утверждают, что жена не обязана обслуживать мужа, но лучше делать так, как принято по существующему обычаю.

Ханафиты утверждают, что обслуживание женой мужа является религиозной обязанностью, за неисполнение которой не следует судебное наказание (диянатан ля кадзаан), потому что, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разделил семейные дела между Али и Фатимой, да будет доволен Аллах ими обоими: работу внутри дома он поручил Фатиме, а за пределами дома – Али. Таким образом, по их мнению, жена не имеет права брать плату с мужа за то, что обслуживает мужа по дому.

Большинство маликитов, Абу Савр, Абу Бакр бин Абу Шейба, Абу Исхак аль-Джузджаний утверждают, что жена обязана служить мужу, выполняя внутреннюю работу по дому, как это обычно делают другие женщины по обычаю, который установился в обществе, следуя истории с Али и Фатимой, да будет доволен ими Аллах. При этом они опираются на то, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал своей дочери Фатиме, чтобы она смотрела за домом, а для Али определил работу за пределами дома. Также они опираются на хадис: «Если бы я и повелел кому-нибудь совершить земной поклон кому-то, то велел бы женщине совершить земной поклон своему мужу. И если муж велит своей жене перейти с красной горы на черную и с черной горы на красную, то её обязанностью было бы совершить это». Поэтому аль-Джузджаний сказал: «И это послушание мужу, от которого он не поучает пользы. Тогда что же говорить о приготовлении ему еды для поддержания его жизни?»

Также, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелевал своим женам прислуживать ему и говорил: «О Айша, накорми нас», «О Айша, принеси быстрее нож и заточи его камнем».

Ат-Табари сказал: «В том случае, когда женщина сама может готовить хлеб, месить тесто и т.д., услуживая своему дому, ее муж освобождается от этих дел, если известно о том, что подобные ей женщины тоже делают это сами». (Конец цитаты по «Кувейтской энциклопедии фикха»).

Также в этой «Энциклопедии» (126/30) в разъяснении мнения маликитов говорится: «Она не обязана услуживать мужу, если является знатной женщиной, кроме случая, когда ее муж является бедным».

Мнение о том, что женщина обязана вести домашнее хозяйство усиливается там, где это является обычаем, а женщина вышла замуж не ставя условие, что она не будет работать по дому. Так как согласие выйти замуж является согласием на ведение хозяйства, исходя из правила: «принятое обычаем подобно поставленному условию».

Группа ученых посчитала более достоверным мнение о том, что жена обязана обслуживать мужа, и они упомянули свои доводы.

Шейх-уль-Ислам ибн Таймия, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Жена обязана служить мужу согласно принятому, как делают подобные ей подобным ему. И это меняется в зависимости от ситуации. Так, круг обязанностей бедуинки не подобен кругу обязанностей жительницы села, круг обязанностей сильной не подобен кругу обязанностей слабой. Такого же мнения придерживается аль-Джузджаний из наших последователей и Абу Бакр бин Абу Шейба» («Аль-Ихтиярат» стр.352).

Ибн аль-Кайим говорит в главе «Решение Пророка в вопросе обслуживания женой своего мужа»: «Ибн Хабиб говорит в «аль-Вадыха»: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вынес решение между Али бин Абу Талибом и его женой Фатимой, когда они пожаловались ему о домашних делах. Он постановил для Фатимы выполнять дела внутри дома, а для Али внешние дела». Потом сказал ибн Хабиб: «Внутренняя работа – это месить тесто, приготовление пищи, обстановка дома, подметание, набирание воды и другая домашняя работа».

В сборниках аль-Бухари и Муслима говорится о том, что Фатима пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, чтобы пожаловаться ему на мозоли на своих руках и попросить у него служанку, но не нашла его и рассказала об этом Айше. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришёл домой, она рассказала ему об этом. Али рассказывает: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришёл к нам, когда мы уже лежали в своих постелях. Я хотел подняться, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оставайтесь на своих местах», а сам сел между нами, так что я даже ощутил прохладу его ступней кожей своей груди, после чего он сказал: «Не научить ли вас лучшему, чем то, о чём вы просили меня? Когда будете ложиться спать, произносите слова «Аллах велик» (Аллаху акбар) тридцать четыре раза, а слова «Слава Аллаху» (Субхана-Ллахи) и «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Лляхи) – по тридцать три раза, и это будет для вас лучше, чем слуга». И Али сказал: «Я, впоследствии, ни разу не пропустил этого». Его спросили: «Даже в ночь Сиффин?». Он ответил: «Даже в ночь Сиффин».

И достоверно известно, что Асма верно служила мужу аз-Зубайру и своему дому. У него была лошадь, и она косила для нее траву, смотрела за ней; и также достоверно то, что она давала ей корм, поила её, чинила кожаное ведро, месила тесто и носила финиковые косточки на голове с участка, который принадлежал ему, с расстояния две трети фарсаха (один фарсах равен, примерно, 6 км. – прим. переводчика).

Ученые разошлись во мнениях в этом вопросе. Группа прежних и последующих ученых (саляф и халяф) посчитали, что жена обязана выполнять работу по дому. Абу Савр сказал: «Она должна обслуживать мужа во всем».

Другая группа ученых отрицают её обязанности в чем-либо. Это мнение маликитов, шафиитов, Абу Ханифы и захиритов. Они говорят: «Брачный договор обуславливает получение наслаждения, а не служение и получение выгоды». Они также говорят: «Упомянутые хадисы указывают на желательность и благонравие. И где же в них говорится об обязывании?

Те, кто говорит, что жена обязана прислуживать мужу, приводят довод, что это является принятым среди тех, к кому Аллах обратился Своей речью. Создание комфорта, обслуживание мужа, подметание, приготовление теста, стирка, уборка, работа по дому – кто же этого отрицает? Ведь Всевышний Аллах сказал: «Жены имеют такие же права, как и обязанности согласно принятому» (сура 2, аят 228). И еще сказал: «Мужчины являются попечителями женщин» (сура 4, аят 34). Если она не будет его обслуживать в быту, то получится, что он станет её прислугой. А это уже будет её попечительством над ним.

Также они говорят, что взамен брачного дара (махра) мужчина получает её тело, и каждый из супругов получает желаемое друг от друга. Поистине Аллах обязал мужа обеспечивать жену, одевать, предоставлять ей жилье взамен наслаждения ею и её ухаживания за ним. И как это принято между супругами.

И еще: безусловные договоры действуют согласно обычаям. А обычаем является обслуживание мужа в быту и заниматься внутренними домашними делами. А их высказывание, что служение Фатимы и Асмы было добровольным и проявлением благого нрава, опровергается тем, что Фатима жаловалась на то, что она испытывала от выполнения домашней работы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не сказал Али: «Эта обязанность на тебе, а не на ней», а ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, при вынесении решений не ущемляет ни чьих прав. И когда он увидел Асму, которая несла корм на своей голове, а аз-Зубайр был рядом с ним, не сказал ему: «Она не обязана тебе служить и это угнетение для нее», а наоборот одобрил то, что она делает. Он также одобрил действия сподвижников, чьи жены работали по дому, и это зная, что некоторым женам это нравилось, а некоторым — нет. Это то, в чем нет сомнения.

Является ошибкой делать различие между знатной и простой, между богатой и бедной. Самые знатные женщины мира служили своим мужьям. Ведь Фатима пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, жалуясь на работу по дому, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не удовлетворил её жалобу. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал женщину «пленницей»: «Бойтесь Аллаха по отношению к женщине, поистине они (являются) пленными у вас». И степень пленного – находиться на службе того, в чьих они руках. Нет сомнения в том, что брак один из видов рабства. Как говорили некоторые саляфы: «Брак – рабство, пусть каждый из вас посмотрит на то, кому отдает в рабство свою дочь». Для справедливого человека не станет секретом то, что это более предпочтительное мнение и эти доводы более сильные». («Заду-ль-ма’ад» 5/186)

Шейх Ибн Усеймин сказал: «Её служение своему мужу, является предпочтительным по обычаям – если по обычаю так принято, то она обязана служить мужу, если по обычаям так не принято, то не должна. И не разрешается мужу требовать от жены обслуживания его матери или отца, или сердиться на нее, если она этого не делает. Он должен быть богобоязненным и не использовать свою силу, поистине Аллах над ним, поистине Он, Великий и Всемогущий, сказал: «Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину Аллах – Возвышенный, Великий». (Фатава нур аля ддарб).

Также он сказал в «Шарх аль мумти’» 12/441: «В действительности она должна служить мужу как принято по обычаю».

Спросили шейха Ибн Джибрина: «Обязана ли жена готовить еду своему мужу? Если она не будет это делать, будет ли на ней грех?» Он ответил: «В обычаях мусульман – чтобы жена служила мужу, готовила еду, стирала одежду, мыла посуду, убирала дома и тд. как принято в обществе. Этот обычай существует со времен Пророка, мир ему и благословение Аллаха, до наших дней, и никто его не отрицает. Но не подобает возлагать на жену то, что ей не по силам. Он должна делать только то, что соответствует ее возможностям и согласно существующим обычаям. Аллах дающий успех» («Фатава аль уляма фи ‘усрати ан нисаъ», стр.20).

Таким образом, более сильным мнением является то, что женщина обязана работать по дому согласно принятому в обществе, заниматься домашними делами также, как и мужчина обязан работать и заработать вне дома…

А Аллах знает лучше.

Альфия Аматуллах [islamcivil.ru]

  1. Муслима:

    Аллах сообщил в Коране (смысл): «Верующие мужчины и женщины – друзья и помощники друг для друга. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, и раздают пожертвования (закят), повинуются Аллаху и Его Посланнику. Это – те, кого помилует Аллах, ведь, поистине, Аллах – Могущественный, Мудрый» (сура «Ат-Тауба»).

    Случай с Фатимой и Али, да будет доволен ими Аллах, несет рекомендательный характер. И не исключает помощь мужа жене, когда тот находится дома. Сам Пророк, мир ему, занимался работой по дому: подметал пол, разделывал мясо и т.д, сам чинил свою одежду, обувь.. И это самый великий и мужественный человек из всех созданных, так неужели те, кто считает зазорным помогать своим женам, ставят себя выше Пророка? Мужчинам стоит немного спуститься на землю.

    Насчет того, что Пророк, мир ему, не сказал Али: «Эта обязанность на тебе, а не на ней», так ведь сам Али работал и был занят, это не тот случай когда муж придя с работы валяется на диване, а жена тем временем разрывается между готовкой, стиркой, уборкой, детьми и т.д. В контексте этого примера оба работали, оба были очень заняты, каждый трудился в своей сфере, и не забываем, что Пророк, мир ему, находясь дома трудился вместе со своими женами.

    Попечительсво не сводится к прислуживанию, попечитель это тот, кто тебя содержит, оберегает, покровительствует.

    Да, женщина своего рода является пленницей мужчин, но это сравнение не носит угнетающий смысл. Женщина находится под покровительством своего мужа (либо иного опекуна), не имеет право выйти из дома без его согласия, не имеет право впускать в дом тех, кого муж не желает и т.д. и т.п.
    Какое рабство, пленение и служение если сам Всевышний сообщает о том, что муж и жена — друзья и помощники друг для друга и личный пример Пророка это подкрепляет. Никто конечно же не отрицает различие в физиологии и как следствие различие в способностях и сфер деятельности мужчин и женщин, но общая суть заключается в дополнении, помощи и поддержке друг друга, будучи при это как любящие друзья, а не как рабовладелец и рабыня.

    Не следует вырывать отдельные высказывания и не принимать в расчет другие доводы. И напоследок пожелаю всем нам ПРАВИЛЬНОГО понимания законов нашего Творца, Справедливого и Милостивого!

Оставить комментарий

Проверка *