Ханбалитский мазхаб. Краткие сведения

Истоки мазхаба 

 

Свои истоки «мазхабуль ханабиля», как его называют арабы, берет от основателя этого мазхаба, великого мухаддиса и факиха, имама Ахмада ибн Мухаммада ибн Ханбаля аш-Шайбани, родившегося в городе Багдад в месяце рибиуль аваль 164 года по хиджре.

Имам Ахмад ибн Ханбаль посвятил всю свою жизнь приобретению знаний. С детства он начал заучивать Коран наизусть и заниматься науками арабского языка, а в пятнадцатилетнем возрасте взялся за науку хадиса. В двадцать лет Ахмад ибн Ханбаль стал странствовать и набираться знаний по всему исламскому государству, объехав Мекку, Медину, Шам, Йемен, Куфу, Басру и другие центры исламской науки в те времена. Его учителями были такие известные ученые как: Суфьян ибн Уейна, Ибрахим ибн Саад, Яхья аль-Каттан, Вакиъ, имам Аш-Шафии, ибн Махди и другие.

В свою очередь от него брали знания и передали их такие ученые как: Яхья ибн Адам, Али ибн аль-Мадиний, имам Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Абу Зуръа Ар-Рази и многие другие.

Он не переставал получать знания, пока не стал муджтахидом, имамом мазхаба, имамом мухаддисов и ученых своего времени.

Имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал о нем: «Выходя из Багдада, я не оставил там более осведомлённого в фикхе, более богобоязненного, более аскетичного и более знающего, чем Ахмад ибн Ханбаль».

Во времена имама халиф Аль-Маъмун подвергся мнению заблудшей секты и стал распространять учение о сотворенности Корана, но он умер до того, как встретился с имамом Ахмадом. После того как халифом стал аль-Муътасим, имам Ахмад подвергся серьезным испытаниям. Он был заключен под стражу на восемнадцать месяцев за то, что отверг мнение о сотворенности Корана. Он также был неоднократно высечен до потери сознания, но все равно держался на своем, так как понимал, что мусульмане будут следовать за его мнением, и если он скажет что-либо, противоречащее Корану и Сунне, то введет в заблуждение тысячи и тысячи людей. В 220 году он вышел из тюрьмы, и во времена халифа Аль-Васыка би-Ллях имама Ахмада не постигло зло. А когда халифом стал Аль-Мутаваккиль, он почитал имама Ахмада и всегда советовался с ним.

Умер имам ахлю с-сунны (как его назвали ученые после него, за то, что он сохранил сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и боролся за нее), имам Ахмад ибн Ханбаль, в пятницу 12 числа месяца рибиуль аваль 241 года по хиджре. Да воздаст ему Аллах благом от Ислама и всех мусульман! Амин!

 

Ученые, распространившие мазхаб

 

Имам Ахмад написал много трудов по хадису, как, например, его известный труд «Муснад», истории, а также о достоинстве сподвижников, по тафсиру, акыде и другим наукам. Но, к сожалению, трудов по фикху имам не составил, так же, как не повелевал своим ученикам составлять книги по этой науке. Это было связано с тем, что имам больше уделял внимание науке хадиса, на что указывает его книга «Муснад», и хотел, чтобы и его ученики тоже уделяли больше внимания хадисам и асарам, нежели фикху.

Распространять же его мазхаб и составлять книги по фикху, основанные на словах имама Ахмада, стали его ученики после его смерти. Это его сын Салих (умер в 266 г.), его сын АбдуЛлах (умер в 290 г.), Ахмад ибн Ханиъ аль-Асрам (умер в 273 году), Харб инб Исмаиль аль-Караманий (умер в 280 г.), Ибрахим ибн Исхак аль-Харбий (умер в 285 г.) Самыми значимыми распространителями ханбалитского фикха стали Абу Бакр Ахмад аль-Халляль (умер в 311 г.), Умар ибн аль-Хусайн аль-Хиракъий (умер в 334 г.) и Абдуль-Азиз ибн Джаафар (умер в 363 г.)

 

Самые авторитетные ученые (муджтахиды) ханбалитского мазхаба

 

Одним из первых, кто составил книгу по ханбалитскому фикху, названную впоследствии «Мухтасаруль Хиракъий» был Абу аль-Касым Умар ибн Аль-Хусайн аль-Хиракъий (умер в 334 г.) Он приложил много усилий, чтобы собрать все переданные мнения имама Ахмада и, определив более верные из них, составить книгу по фикху. После чего многие ученые стали продолжать его дело.

Также одним из тех, кто собрал предания (риваяты) от имама Ахмада, был Абу Бакр ибн Абдуль-Азиз ибн Джаафар (умер в 363 г.) Далее пришел Кадий Абу Яъла Мухаммад ибн Фарраъ (умер 458 г.) и составил шарх на книгу «Мухтасаруль Хиракъий». Он является одним из самых известных муджтахидов ханбалитского мазхаба и «шейхом ханбалитов».

Также из муджтахидов мазхаба: Ибн Аби Яъла аш-Шахид Абу аль-Хусайн — автор книги «Табакатул ханабиля», (умер в 526 г.), также Абу Яъла Ас-Сагир (младший), Ибн аль-Джаузи (умер в 597 г.), Абу Хаттаб аль-Кальуазаний (умер в 510 г.), Абуль Вафа ибн Акъиль (умер в 513 г.), Аль Муваффакъ ибн Къудама — автор книги «Аль-Мугъни» (умер в 620 г.), Маджду-Ддин ибн Таймия (умер в 652), Такъию-Ддин ибн Таймия (умер в 728 г.) и другие.

 

Книги ханбалитского мазхаба

 

Перечислить все книги ханбалитского мазхаба в одной статье, наверное, невозможно, так как их очень много. Мы постараемся перечислить некоторые произведения ученых мазхаба, на которых, можно сказать, зиждется ханбалитский фикх.

Это: «Аль-Икнаъ ли талибиль интифаъ» — автор Муса ибн Ахмад аль Макдисий, «Аль-Хауи» — автор Абду-Ррахман инб Умар Аль-Басрий, «Руусуль масаиль» — автор Абдуль Халикъ ибн Иса аль-Хашимий, «Гъаятуль мунтаха» — автор Шейх Маръа аль-Карамий, «Аль-Гъунья» — автор шейх Абдуль Кадир Джиляний, «Аль-Къаваид» автор Ибн Раджаб Ханбалий, «Аль-Мугъни» — автор Ибн Кудама аль-Макъдисий, «Шархуль кабир» — автор Шамсу ддин ибн Кудама, «Аль-Инсаф» — автор Аляу ддин Аль-Мардави, «Аль-мубди’ шархуль мукни’» — автор Бурхану ддин ибн Муфлих, «Умдату Ррагъиб»,«Кашафуль кина’», «Шархуль мунтахаль ирадат», «Ар-равдуль мурби’» — автор Шейх Мансур аль-Бахутий и многие другие.

 

Распространенность мазхаба

 

Ханабалитский мазхаб является самым малочисленным с точки зрения последователей по сравнению с мазхабами Абу Ханифы, Малика и Аш-Шафии (да будет доволен ими Аллах). Во время самого имама Ахмада и его учеников мазхаб был распространен в основном в Ираке и близлежащих регионах. Но со временем он перенесся на аравийский полуостров. Так и в наши дни ханбалитский мазхаб распространен, в основном, в Саудовской Аравии и соседних государствах, в то время как в других государствах последователей данной богословско-правовой школы очень мало, а в некоторых мусульманских государствах их нет совсем. Но, несмотря на это, мазхаб имама Ахмада считается одной из классических школ фикха в Исламе, на истинность и достоверность которого указывали многочисленные ученые во все времена.

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *