Призывает ли ислам к бедности?

бедность

 

Как вы думаете: бедность – это, согласно исламу, хорошо или плохо? Это достоинство или недостаток? Есть ли предпочтительность в том, чтобы продолжать оставаться бедным? Есть что-либо порицаемое в том, что человек стремится к достатку? С одной стороны, достаток и богатство – это милость Аллаха, которые дают человеку много возможностей. С другой – за них человек будет отчитываться в Судный день. Попробуем разобраться…

 

На прямой вопрос, выведенный в заголовок статьи, ответ, наверное, найдётся у каждого. Однако вокруг данной темы существует ряд моментов, в которых у некоторых мусульман возникает определённое непонимание.

 

 

Две проблемы мышления

 

 

Как-то я присутствовал на конференции, в ходе которой выступавший лектор обратился к сидящей перед ним мусульманской аудитории с вопросом о причине сегодняшнего отставания исламской общины в уровне жизни. Отвечать на него вызвался довольно успешный имам мечети, уважаемый своими прихожанами. Он сказал примерно следующее: «Если бы все богатые мусульмане выплачивали закат, то эта проблема была бы полностью решена». Шейх тактично намекнул на то, что корнем озвученной проблемы является как раз подобное мышление.

 

Да, на самом деле многие обеспеченные мусульмане халатно относятся к выплате заката. Совершая намаз, они не придают закату особого значения, хотя, как и намаз, закат является одним из пяти столпов ислама. Но можно ли утверждать, что исправление ситуации по данному вопросу полностью решит озвученную проблему? Конечно нет.

 

Проблема, как сказал шейх, именно в мышлении.

 

Желая поселить человека на Земле, Аллах обращается к ангелам (смысл): «Вот твой Господь сказал ангелам: “Я установлю на земле наместника”» (сура «Корова», аят 30). Аллах также сказал (смысл): «Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (сура «Коленопреклонённая», аят 13). Эти и многие другие аяты Корана указывают на то, что задачей человека на Земле является её освоение и использование в своём развитии, движении вперёд, утверждении и распространении ислама и исламской цивилизации.

 

Ислам повелевает человеку быть позитивным, созидательным и целеустремлённым. Он учит человека приносить пользу и быть деятельным. До такой степени, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Если наступит конец света и в вашей руке будет саженец пальмы, то если вы сможете посадить его, не отходя от своего места, сделайте это» (Ахмад, Аль-Бухари в «Аль-Адабу ль-муфрад»).

 

Если мусульмане не будут соответствовать этим установкам, то выплата заката богатыми проблему в корне не решит. Если же мусульмане будут соответствовать им, то оставление выплаты заката частью обеспеченных верующих не нанесёт исламской умме значительного вреда.

 

Другой проблемой, связанной с мышлением некоторых мусульман, является убеждение в том, что мусульманская община отстаёт сегодня в уровне жизни, технологиях и т. п., потому что мало заботятся об этом мире и всецело увлечены вечным. Это явное заблуждение, которое противоречит как шариатским основам, так и реальной действительности. Ведь именно в прошлом, когда мусульмане на самом деле больше заботились о вечном мире, они преуспевали во всех аспектах земной жизни. Ислам – это религия естества. Поэтому предписания ислама, соблюдение которых ведёт человека к довольству Аллаха и успеху в вечном мире, не только не тормозят его развитие в этой жизни, но и способствуют ему. Правовые нормы, установленные Кораном и Сунной, нацелены на то, чтобы обеспечить в обществе комфортную среду для развития и взаимодействия людей. Так, основными ценностями шариата, которые защищаются исламскими правовыми нормами, являются: 1) религия и убеждения; 2) жизнь и здоровье; 3) потомство; 4) разум; 5) имущество.

 

 

Обладание имуществом не характеризует личность

 

 

Богатство и обеспеченность не являются критериями и качествами человека, которые характеризуют его как личность. Более того, наличие богатства не всегда говорит о человеке даже то, что он приложил для его получения достаточно усилий. Многие, кто усердно работает, чтобы заработать, не становятся богатыми. И наоборот: многим богатство достаётся без особых усилий. Аллах говорит в Коране (смысл): «Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает» (сура «Саба», аят 39).

 

Тем более наличие или отсутствие богатства само по себе не характеризует человека с хорошей или плохой стороны. И богатство, и бедность являются испытаниями от Аллаха и приближают к Нему человека лишь тогда, когда он проходит эти испытания соответствующим образом. Богатство приближает человека к Аллаху в том случае, если он не растрачивает его на запретное, выплачивает закат и расходует на благие дела. Бедность может приближать ко Всевышнему Аллаху, если человек проявляет терпение и не проявляет недовольства тем, что определил ему Аллах. Это не означает, что он должен смириться с бедностью и сидеть сложа руки. Это означает, что он не отчаивается и не проявляет недовольства по отношению ко Всевышнему Аллаху относительно того, что от человека не зависит.

 

 

Имущество – это возможности

 

 

Значит ли сказанное выше, что обеспеченность и бедность должны быть для человека равноценны? Нет. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху с дуа для защиты от бедности наряду с неверием. В то время как имущество назвал милостью Аллаха, которое Он дарует, кому пожелает.

 

Однажды бедные мухаджиры (1) пожаловались Пророку (мир ему и благословение Аллаха) на то, что богатые мусульмане делают больше добрых дел, чем неимущие. Они сказали: «Богатые молятся, как и мы, и постятся так же, но они раздают милостыню, а мы не делаем этого, и они освобождают людей от рабства, а мы не можем сделать этого». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если хотите, я обучу вас тому, как догнать тех, кто жил до вас, и опередить тех, кто придёт после вас, и никто не сможет превзойти вас, пока не станет совершать то же самое. Прославляйте, возвеличивайте и восхваляйте Аллаха по тридцать три раза после каждого намаза (2)».

 

Спустя некоторое время бедняки снова пришли к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказали: «Наши богатые братья услышали о том, что мы делаем, и теперь они поступают так же». В ответ он сказал: «Это милость Аллаха, которую Он дарует тому, кому пожелает».

 

Имущество даёт человеку дополнительные возможности совершать благие дела. В многочисленных аятах Корана Всевышний Аллах призывает мусульман расходовать на Его пути. Естественно, больше возможностей исполнять это повеление у тех, кто обладает достатком.

 

Даже возможность исполнения некоторых столпов ислама напрямую связана с имуществом: речь идёт о выплате заката и совершении хаджа.

 

 

Сильный мусульманин лучше слабого

 

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сильный верующий лучше и любимей для Аллаха, чем слабый, но в каждом из них есть благо» (Муслим). Наверное, многие полагают, что в них говорится о физической силе. Да, в том числе. На самом деле смысл данного хадиса охватывает все положительные качества, в первую очередь веру. Этот хадис указывает на то, что для мусульманина является правильным и похвальным устремление ко всему, что приближает его ко Всевышнему Аллаху или даёт возможности приближаться к Нему.

 

Помимо индивидуальной ответственности на мусульманине есть также социальная – он является частью исламской общины. От того, какими будут конкретные мусульмане, напрямую зависит то, какой будет исламская умма. Если исламская умма будет сильной и самодостаточной, она не будет зависеть от других.

 

Поэтому сильный мусульманин лучше слабого, и, как говорит Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в другом хадисе, «дающая рука лучше просящей» (Муслим).

 

 

Приоритеты

 

 

У многих мусульман наблюдается непонимание приоритетности тех или иных дел. Основное правило в этом вопросе можно извлечь из известного хадиса кудси (3), в котором Всевышний Аллах говорит, что наиболее любимыми делами, которые приближают к Нему человека, являются те, которые Аллах вменил ему в обязанность.

 

Если человек обязан содержать свою семью, то зарабатывание денег с соответствующим намерением для исполнения этой обязанности будет для него лучше, чем приобретение дополнительных знаний, которое будет препятствовать обеспечению семьи.

 

Давать садака (милостыню), имея долг, когда размер садака влияет на возврат долга, является запрещённым, потому что возврат долга обязателен, а садака – желательна. Желательное действие не должно приводить к неисполнению обязательств. Так, в книгах по фикху (4) прямо прописано, что милостыня, которая приводит к неисполнению обязательств, является запретной.

 

С этим вопросом тесно связана тема «фардкифая» – коллективная обязанность. Сюда относится всё, что является обязательством общества, исполнение которого его частью снимает ответственность с остальных. Если же «фардкифая» не исполняет в обществе никто, то грех за это ложится на всех его членов. Например, если в населённом пункте необходимо наличие определённого количества медперсонала и население этого общества не заботится о решении данной проблемы, то грех за это ложится на всё общество. Ту же самую логику можно перенести на все важные проблемы исламской общины, связанные с её развитием. Если человек осознанно посвящает себя решению подобных проблем, то его деятельность становится одной из высших форм поклонения Всевышнему Аллаху.

 

 

Торговля и бизнес

 

 

Торговля, согласно исламу, является одним из самых предпочтительных и достойных видов заработка. На это указывает большое количество аятов Корана и хадисов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах говорит в Коране: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха» (сура «Собрание», аят 10). Здесь речь идёт о заработке, к которому в том числе относится и торговля.

 

Ещё более явными в этом смысле являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда его спросили: «Какой заработок является наилучшим?» Он ответил: «Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной торговли» (Аль-Баззар).

 

От некоторых сподвижников даже передаётся, что они желали, чтобы смерть застигла их в тот момент, когда они будут заниматься торговлей.

 

Торговцы и бизнесмены способствуют тому, чтобы различные виды товаров распределялись среди населения согласно тому спросу, который в нём имеется. Также бизнесмены путешествуют по различным странам, завязывают знакомства и отношения с людьми, что в итоге даёт им больше возможности исполнять ту роль наместничества, которую Всевышний Аллах отвёл человеку на этой земле.

 

Если посредством своей торговли и бизнеса мусульманин будет стремиться исполнять свои обязанности, обеспечивать семью, выплачивать закат, помогать людям… то его торговля станет поклонением Всевышнему Аллаху.

 

Поэтому немалая часть сподвижников из числа десяти обрадованных Раем при жизни (то есть лучших людей исламской общины после Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха), а также имамов и учёных после них стали посредством торговли по сегодняшним меркам долларовыми миллионерами, а то и миллиардерами.

 

 

Богатство – это фитна

 

 

Конечно, у богатства есть и обратная сторона. Так или иначе, это испытание от Аллаха, которое не каждый может достойно пройти. Более того, для кого-то богатство может оказаться гораздо большим испытанием, чем бедность. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, чего я боюсь для вас после моей смерти, так это блеска и украшений этого мира, которые будут вам дарованы» (Аль-Бухари, Муслим).

 

Страсть к накопительству порицается в некоторых последних сурах Корана, которые многие мусульмане знают наизусть и читают в намазах. Аллах говорит (смысл): «Страсть к приумножению увлекает вас, пока вы не посетите могилы» (сура «Страсть к приумножению», аяты 1, 2). То есть накопление богатства может стать самоцелью человека, которая отвлечёт его от того, что возложил на него Аллах, и собьёт с прямого пути.

 

В другой суре Всевышний Аллах говорит (смысл): «Горе всякому хулителю и обидчику, который копит состояние и подсчитывает его, думая, что богатство увековечит его. О нет! Он будет ввергнут в Огонь сокрушающий» (сура «Хулитель», аяты 1–4). То есть богатство может привести человека к гордости и надменности, когда он будет считать себя лучше и выше других, позволяя унижать окружающих людей. Он будет полагать, что посредством своего имущества защищён от всего, однако участью такого человека станет «сокрушающий Огонь».

 

Также имущество – это дополнительный спрос перед Всевышним Аллахом в Судный день: богатые мусульмане войдут в Рай позже бедных.

 

Сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вёл очень аскетичный образ жизни. Временами в его доме подолгу не разжигался огонь, поскольку в нём не было продуктов, чтобы приготовить пищу. Как-то он проходил мимо женщины, которая плакала у могилы, и призвал её к терпению. Она не узнала Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и ответила: «Оставь меня! Тебя не постигло то, что постигло меня». Когда ей сказали, что это был Пророк, она поспешила к его дому, и, как говорится в хадисе, не обнаружила у его дверей привратников. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обладал огромными материальными возможностями, однако он не пользовался ими в своих личных целях. Более того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) умер, взяв в долг ячмень у иудея и оставив у него в качестве залога свою кольчугу.

 

 

Заключение

 

 

Ислам не призывает к бедности. Бедность согласно исламу является проблемой, которую необходимо решать. На это направлен один из пяти столпов религии Аллаха.

 

Богатство же является милостью Аллаха, которую Он даёт, кому пожелает.

 

Каждому мусульманину после исполнения своих обязанностей следует заниматься тем, что у него лучше получается и что ему больше подходит. Мусульманин должен постараться найти свою нишу в обществе, своё предназначение и специальность и развиваться в выбранном направлении. Если при этом он будет иметь хорошее правильное намерение, то его деятельность станет поклонением Всевышнему Аллаху, посредством которого он сможет заслужить Его довольство и награду.

 

В хадисе, который передал имам Муслим, говорится: «Поистине, Аллах предписал делать всё наилучшим образом…» Пусть Всевышний Аллах поможет нам соответствовать этому хадису и сделает нас полезными для ислама, мусульман и общества, в котором мы живём.

____________________________________

(1) Мусульмане-переселенцы, переселившиеся вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Медину.

(2) То есть произносите слова «СубханаЛлах», «Аль-хамду ли-Ллях», «Аллаху Акбар».

(3) Хадисы, в которых Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал слова Аллаха, не относящиеся к Корану.

(4) Исламская юриспруденция, основанная на текстах и установках Корана и Сунны.

 

 

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *