Ты служишь исламу. Не он тебе

islam

 

В Дагестане много различных религиозных деятелей и проповедников. Каждый из них, выступая от имени ислама, должен стараться быть полезным для мусульман и общества, в котором он живёт.

 

Эти люди различаются по своему мышлению, некоторым взглядам, пониманию многих вопросов. Это естественно, поскольку соответствует человеческой природе. Однако можно выделить некоторые основополагающие векторы, которым должен стараться соответствовать каждый человек, относящий себя к исламской деятельности и желающий добра и блага дагестанскому обществу, в котором он сегодня живёт. В данной статье, в основу которой легла публикация шейха Сультана аль-Умейри, мы постараемся перечислить некоторые пункты, которые будут полезны деятелям от имени ислама и помогут им быть успешными в этом направлении. Более того, по нашему мнению, именно для сегодняшнего Дагестана эти тезисы являются крайне актуальными. Как они были таковыми и последние 20 лет.

 

Твоё мнение не есть ислам

 

1. Каждый деятель от ислама должен чётко осознавать, что его деятельность, мнения, приоритеты и направления – зачастую не есть ислам как таковой. Это всего лишь его понимание и видение ислама, претворение в жизнь которых он посчитал наиболее верным и актуальным в данное время в данном месте. Конечно, речь не идёт об основополагающих вещах, в которых не может быть никакого сомнения. Речь идёт о форме исламской деятельности, выборе актуальных тем и вопросов, формулировании текущей повестки дня и т.п.

 

2. Исламский деятель должен быть самокритичным. Как мы сказали в предыдущем пункте, его деятельность не всегда является продиктованной несомненной истиной. Следовательно, он может ошибаться, а значит должен уметь видеть свои ошибки и отказываться от них. Он должен чётко осознавать: тот, кто критикует его, критикует не ислам, а его видение. И прежде чем его будет критиковать кто-то со стороны, он должен быть критичным сам к себе.

 

3. Истина не замыкается в твоём видении, в твоей группе или сообществе. Если один человек видит актуальным какое-то дело, то другой может видеть актуальным другое. Неправильно полагать, что только ты и твоя группа занимаются чем-то полезным.

 

 

Знания прежде дел

 

 

4. С людьми необходимо работать и взаимодействовать, основываясь в качестве критерия на правильности их пути и выбора, профессионализме, опыте, пользе, которую они могут принести мусульманам. Согласно шариатским текстам и разумному подходу не является правильным строить свои отношения и работу с людьми на основе одной их близости к тебе, принадлежности к твоей группе или совпадения мнений, не обращая внимания на их малые знания и опыт.

 

5. Каждый деятель от ислама должен понимать, что для направления, которым он занят, недостаточно просто обозначить себя как проповедника, как и недостаточно одного желания работать на этом пути. Такой человек обязательно должен иметь глубокие познания и понимание в области основ ислама и его норм. Он должен владеть шариатскими источниками и уметь к ним обращаться. Поэтому каждый исламский деятель должен, прежде всего, стараться получить глубокие шариатские знания, чтобы иметь право и быть способным представлять ислам как образ жизни.

 

6. Исламский деятель должен хорошо понимать, что его успех связан не только с шариатскими знаниями. Это особенно важно в наше время, когда уровень образования в обществе стал гораздо выше. Деятель от имени ислама должен хорошо разбираться в самых разных сферах общественной жизни, иметь общие познания в сфере политики и экономики, информации и социологии. Он должен стремиться восполнить пробелы в знаниях относительно этих сфер как в самом себе, так и в людях, которые работают с ним на пути ислама.

 

 

Ты – лишь один из многих

 

 

7. Исламский деятель должен понимать, что его мнение относительно тех или иных вопросов, связанных с бытом или сферами жизни, необязательно является более верным, чем мнение человека, не связанного с исламом и исламской деятельностью. Знания в этих сферах основаны на изучении и практике, а это в одинаковой степени доступно всем людям. Поэтому абсолютно естественно, что немусульманин может иметь в этих сферах большие познания, чем мусульманин.

 

8. Каждый деятель от ислама должен быть убеждённым в том, что ни он, ни его группа не являются вершиной успеха исламской уммы. Они не являются самыми знающими, не являются самыми чистыми, не являются лучшими. Они не являются теми, кому исламская умма поручила управлять её делами. Они являются частью исламской уммы, которая служит ей.

 

Уважай профессионализм,

будь профессионалом

 

 

9. Исламский деятель должен уважать профессионализм. Причём во всех его сферах. Он должен прислушиваться к специалистам и обращаться к профессионалам. Наличие у человека шариатских знаний не означает, что он является специалистом во всех областях. Такой человек должен уважать свою специализацию, и он точно так же должен уважать специализацию других, беря от них пользу.

 

10. Необходимо постоянно думать о развитии своей деятельности. Она обязательно должна идти в ногу со временем. Если направления, связанные с исправлением и улучшением жизни, не будут постоянно развиваться в соответствии с вызовами времени, они будут обречены стать замкнутыми на самих себе. Поэтому исламский деятель должен стараться обновлять свои тезисы и средства.

 

11. Деятель от ислама должен постоянно заботиться о повышении своего интеллектуального уровня, опыта, кругозора. Он должен понимать, что на него смотрит общество и судит по нему об исламе.

 

Также он должен быть проницательным и внимательным к тому, что нечестивые люди, обладающие властью и влиянием, будут стремиться использовать его самого, а также его аудиторию в своих целях. Цели эти зачастую могут быть преступными. Нельзя позволять играть собой и быть пешкой в руках нечестивцев.

 

 

Откажись от фанатизма

 

 

12. Обязательно понимать, что настоящий успех твоей деятельности после благословения Всевышнего Аллаха, прежде всего, зависит от того, насколько ты будешь претворять в жизнь общие исламские ценности и основы в различных сферах общественной жизни, а также от человеческих возможностей работающих рядом с тобой людей, поддерживающих твои усилия в улучшении, исправлении и развитии жизни окружающего общества. Этот успех зависит не от того, к какой группировке ты себя относишь, какие имеешь в ней положение и связи.

 

К сожалению, фанатичное отнесение себя к какому-либо направлению часто мешает нам стать успешными в своём деле. Успешными, в первую очередь, перед Господом миров, а не перед представителями своей группы. Пусть Всевышний Аллах сделает активных мусульман теми, кто приносит благо обществу, в котором они живут. Амин.

 

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *