Сказал Шейх ‘Усман Ибн Санад аль-Малики (1242 г.х.) в своей поэме о «Правилах
фикха»: «Альтруизм в вопросах абсолютного поклонения – нежелателен, но
предпочтителен в другом (т.е. в мирском)».
Шейх ‘Абдуссалям Аш-Шуве’ир (да сохранит его Аллах):
«Это касается того, кому выпала возможность совершить поклонение в котором не может быть соучастников кроме него самого. В таком случае нежелательно (макрух) отдавать предпочтение другому над собой, как, например, если есть возможность стать в первом ряду коллективной молитвы – нежелательно отходить назад и ставить
другого на своё место.
Также если человек был избран в вопросе «Имамства» (т.е. главенства в проведении молитвы). Как известно, оно выше степенью, чем обычное совершение молитвы. Поэтому если человек был избран постоянными имамом, за которым молятся, ему нежелательно отдавать предпочтение другому в совершение этого действия, выдвигая его на своё место.
Также это касается призыва на молитву (т.е. азана). Достоинство азана очень велико. Ведь это действие посредством которого человек приближается (к Аллаху), и в нём не может быть двух соучастников.
Однако, как говорят учёные, это касается лишь того, кто отдаёт предпочтение над собой (المؤثِر). Что же касается того, кого предпочитают над собой (المؤثَر), то ему желательно (мустахаб) воспользоваться данной возможностью. То есть если человек предлагает тебе встать в первый ряд или ближе к имаму вместо него, то тебе желательно принять его предложение и не упираться. Так как характер именно его действия является нежелательным, что же касается твоего, то напротив.
Слова автора: « … но предпочтителен в другом» – то есть в том, что не является приближением к Аллаху, является желательным. Как сказано в Коране: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже когда сами нуждаются», (59:9). Например, тот у кого было имущество и он пожертвовал им ради своего брата (т.е. отдавая предпочтение над собой). Или же тот, кто посадил другого на верховое животное (или машину), а сам решил пойти пешком. Также тот, кто отдал свою обувь, а сам пошёл босиком.
Подобных примеров очень много и все это считается желательным в шариате. Это великая милостыня, за которую человек обязательно получит вознаграждение в вечном мире».
См. Комментарий к поэме «Правила Фикха» ‘Усмана Ибн Санада. (Стр. 19-20).
Перевод с небольшими сокращениями.
Альтруи́зм (лат. alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других, соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека.
Мухаммад Абу-ль-Валид [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе