Ученые ахлю сунна уделили большое внимание акыде ас-саляфу-с-салих. По этой причине ими было написано много книг, которые раскрывали эти убеждения, и в которых делались опровержения ее врагам и тем, кто отклонился от этих убеждений из числа группировок и сект.
Мазхаб саляфов и их убеждениях можно узнать только по словам, которые переданы от них самих, а не на основе измышлений и предположений, как это происходит у некоторых нововведенцев. Ученые собрали акыду, опираясь на этих передатчиков, приводя их слова с указанием всей цепочки передатчиков, и довели до нас многочисленными путями (таватур), также как он дошел и до них таватуром. И это является ясной вещью для мусульман, которые следуют мазхабу саляфов, имамов четырех мазхабов, ахлю-ль-хадис и остальных ученых которые следуют манхаджу ахли сунна.
В результате непредвзятого исследования становится ясно, что составление книг по акыде саляфов шло параллельно с составлением книг по сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Таким образом те, кто приложили усилия в составлении книг по сунне Пророка они же являются и первыми авторами книг по акыде. Многие последователи четырех имамов не обратили внимания на то, что у их имамов имеется большой задел в этой области и некоторые слова, либо записи, переданные от них, являются началом в составлении книг по акыде ахлю-с-сунна ва-ль-джамаа.
У имама Абу Ханифы (ум. в 150 г.х.) было две книги по акыде:
— «Фикх-уль-акбар»
— «Аль-Васия».
У имама Малика (ум. в 179 г.х.) в книге «Аль-Муватта» имеется глава «Аль-Кадар».
Передано от имама аш-Шафии (ум. в 204 г.х.) множество слов, в которых разъясняется акыда ахли-c-сунна ва-ль-джамаа, и в которых устанавливается довод против нововведенцев и следующим страстям, таким как «ахлю-ль-калям» и другим.
Однако знаменосцем и идущим впереди в оказании помощи акыде ахли-c-сунна ва-ль-джамаа и в ее защите, из числа четырех имамов, понеся на этом пути мучения и страдания, является имам Ахмад бин Ханбаль (ум. в 241 г.х.). У него имеется ряд книг отдельно посвященных акыде, помимо того, что имеется в его «Муснаде»
— «Ас-Сунна»;
— «Аль-Иман»;
— «Ар-Радду ‘аля занадика ва-ль-джахмия» (Опровержение еретикам и джахмитам);
— «Фадзаилю-с-сахаба» (Достоинство сподвижников).
Также его ученики записали и передали от него разбор различных вопросов по акыде.
К числу имамов хадиса, которые занимались составлением пророческой сунны и специально выделили в своих сборниках достоверных хадисов важные главы, посвященные акыде, относится имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, (ум. в 256 г.х.). В своем сборнике достоверных хадисов он отдельно выделил по этой теме главы:
— «Китаб-уль-иман»;
— «Китаб-уль-и’тисам биль-китаби ва-c-сунна» (Глава о следовании Корану и сунне)
— «Китаб-ут-тавхид»
Также же у него имеются отдельные книги, посвященные достоверной акыде и в опровержение тем, кто противоречит ей. Наиболее важными из них являются:
— «Китаб-уль и’тисам биль-китаби ва-с-cунна» (Глава о следовании Корану и сунне);
— «Хальку аф’али-ль-‘ибад» (Творение деяний рабов).
Также и имам Муслим (ум. в 261 г.х.) посвятил отдельные главы своего сборника достоверных хадисов разъяснению правильной акыды и опровержению тем, кто ей противоречит:
— «Китаб-уль-иман»;
— «Китаб-уль-кадар».
Таким же образом поступил и имам ат-Тирмизи (ум. в 279 г.х.).
Что касается имама Ибн Маджа (ум. в 273 г.х.), то он открывает свой сборник хадисов предисловием, в котором делает опровержение тем, кто противоречит сунне и акыде саляфов.
Подобно ему поступил и имам Абу Дауд (ум. в 275 г.х.), который в конце своего сборника хадисов написал главу, назвав «Китаб-ас-сунна», в опровержение различным нововведенцам из различных группировок и сект.
Среди ученых хадиса, которые делали опровержения тем, кто противоречит сунне в своих произведениях имам Ад-Дарими (ум. в 255 г.х.) в начале своего сборника хадисов.
Абдурразак бин Хаммам Ас-Сан’ани (ум. в 211 г.х.) в своем «Мусаннаф». Это же делает и Ибн Аби Шейба (ум. в 235 г.х.) в книге «Мусаннаф». Также у него имеется отдельная книга по этой теме «Аль-иман».
Что касается книг, отдельно посвященных акыде ахли-c-сунна ва-ль-джамаа и в опровержение тем, кто ей противоречит, то их великое множество. Начиная с первых и лучших веков мусульманской общины и вплоть до наших дней, почти в каждом веке появлялся выдающийся ученый, который составлял труды на эту тему.
Но самыми известными учеными, у которых имеются книги по этой теме это те, которые жили примерно до конца четвертого века по хиджре.
Целью этой главы не является глубокое изучение и охват всей этой темы с упоминанием всех ученых. Однако целью является упоминание того, что ученые придавали важное значение акыде праведных предшественников и ее передаче другим. И наиболее известными такими учеными и наиболее известными трудами по этой теме являются:
— Мухаммад бин Яхья аль-‘Адани (ум. в 272 г.х.) и его книга «Аль-иман».
— Абу Бакр бин аль-Ашрам (ум. в 272 г.х.) и его книга «Ас-сунна».
— Абдуллах бин Муслим бин Кутайба (ум. в 276 г.х.), который написал «Ар-рад ‘аля джахмия» (Опровержение джахмитам), «Таъвиль мушкили-ль-куран», «Таъвиль мухталифи-ль-хадис».
— Усман бин Саид Ад-Дарими (ум. в 282 г.х.), который написал две книги: «Ар-рад ‘аля джахмия» (издана), «Ар-рад ‘аля Бишр аль-Мариси» (Опровержение на Бишра аль-Мариси) (издана).
— Ибн Аби ‘Асым (ум. в 287 г.х.) и его книга «Ас-сунна» (издана).
— Абдуллах – сын имама Ахмада бин Ханбаля (ум. в 290 г.х.) и его книга «Ас-сунна».
— Мухаммад бин Наср аль-Марвази (ум. в 294 г.х.), у которого было две книги «Ас-сунна» (издана) и «Та’зиму кадари-с-саляти» (Величие положения молитвы) в которой упоминаются вопросы, связанные с верой и делаются опровержения на некоторые отклонившиеся секты. Книга также издана.
— Имам Ат-Табари (ум. в 310 г.х.), у которого было две книги: «Сарих-ус-сунна» (издана) и «Тахзиб-уль-асар» (издана).
— Ибн Хузайма (ум. в 311 г.х.) и его книга «Китаб-ут-тавхид фи исбати сифати-р-раби азза ва джалля» (Книга единобожия в утверждении сифатов Господа)
— Имам Ат-Тахави (ум. в 321 г.х.) и его книга «Аль-акыда ат-Тахавия», на которую написал комментарии Ибн Аби-ль-Изз аль-Ханафи (ум. в 792 г.х.).
— Абу аль-Хасан аль Аш’ари (ум. в 324 г.х.), у которого было несколько книг: «Аль-ибана ‘ан усули-ль-дияна», исследование над которой сделали многие ученые; «Рисаляту иля ахли-с-сугур» (исследование которой было докторской работой шейха Муртузаали ад-Дагистани, да помилует его Аллах. Прим. Islamcivil.ru); «Макалятуль ислямиин», в которой он в общем упоминает вероубеждения «асхабу-ль-хадис».
— Абудррахман бин Аби Хатим (ум. в 327 г.х.), у которого было две книги: «Аслю-с-сунна», «И’тикаду-д-дин».
— Хасан бин Али аль-Барбахари (ум. в 329 г.х.), у которого была книга «Китабу-с-сунна».
— Абу Бакр Мухаммад бин аль-Хусайн аль-Аджюри (ум. в 360 г.х.), у которого было две книги: «Аш-Шари’а» и «Тасдику би-н-назари иля-Ллахи Тааля» (Подтверждение видения Всевышнего Аллаха). Обе книги изданы.
— Абу Мухаммад Абдуллах бин Мухаммад Джафар бин Хиббан аль-Асфахани (ум. в 369 г.х.), у которого была книга «Аль-‘Азама».
— Имам Ад-Даракутни (ум. в 385 г.х.), у которого было несколько книг по этой теме, наиболее важными из которых являются: «Ас-сифат», «Ахадису-н-нузуль» (Хадисы нисхождения [Аллаха]), «Фадзаилю-с-сахаба» (Достоинство сподвижников), «Радду аля нафату-р-руъя» (Опровержение отвергающим видение [Аллаха].
— Имам Убайдуллах бин Абдуллах бин Мухаммад бин Хамдан бин Батта аль-‘Акбари (ум. в 387 г.х.), из его книг: «Аль-ибана ас-сугра», «Аль-ибана аль-кубра».
— Имам Абу Абдуллах Мухаммад бин Исхак бин Яхья бин Манда (ум. в 395 г.х.), из его книг: «Ар-рад ‘аля джахмия» (Опровержение джахмитам), «Аль-Иман», «Ат-Таухид», «Марифату-с-сахаба» (Познание сподвижников).
— Ибн Аби Заманайн (ум. в 399 г.х.), у которого была книга «Усулю-с-сунна».
— Абу аль-Касым Хиббатуллах бин аль-Хасан бин Мансур ат-Табари аль-Лялякаи (ум. в 418 г.х.), у которого была книга «Шарх усули-ль-и’тикад ахли сунна валь джамаа».
Мухаммад Салляби
«Сыфату рабби-ль-бария ‘аля манхаджи-ль-акыдати-с-саляфия»
Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе