В мусульманском календаре, кроме двух праздничных дней — ’Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и ’Ид аль-Фитр (Праздник разговения), существуют еще и знаменательные дни, отмеченные событиями, имеющими важное значение и смысл для Ислама и мусульман. Одним из таких событий является аль-Исра валь-Ми’радж (перенесение и вознесение Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха), которое приходится на 27 число месяца Раджаб по мусульманскому лунному календарю.

Ученые по хадисам приводят подробности этого события, которое вкратце излагается ниже.

Ибн аль-Кайим пишет:
— Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был физически перенесен ночью из Священной Мечети (в Мекке) в мечеть Аль-Акса (в Иерусалиме). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, которого сопровождал ангел Джибрил сидел верхом на животном по имени аль-Бурак. В Иерусалиме пророк опустился на землю и стал имамом на молитве других Пророков, мир им всем, после того, как привязал аль-Бурака к кольцу врат мечети.

Затем, этой же ночью, он был вознесен из Иерусалима к нижнему небу. Джибрил попросил открыть для него его врата и ему открыли. Там он увидел отца людей Адама, мир ему, и поприветствовал его. Адам, мир ему, ответил на его приветствие и признал его пророчество.

После этого пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в сопровождении ангела Джибриля стал возноситься на другие небеса.

На втором небе их встретили Пророки Яхья сын Закарии и ‘Иса сын Марьям; на третьем – Пророк Юсуф; на четвертом – Пророк Идрис; на пятом – Харун сын ’Имрана; на шестом – Муса сын ’Имрана; на седьмом – Ибрахим, мир им всем. Все эти Пророки приветствовали Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и признали его пророчество.

Потом Джибрил вознесся с Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, к лотосу крайнего предела, а потом к Небесному храму, в котором ежедневно совершают молитвы по семьдесят тысяч ангелов, которые больше никогда туда не возвращаются.

А потом Джибрил вознесся с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, к Могущественному, и Он открыл Пророку в откровении то, что открыл и вменил ему в обязанность совершение пятидесяти молитв ежедневно. Потом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вернулся назад, и когда проходил мимо Пророка Мусы, мир ему, тот спросил его: «Что Он тебе велел?» Пророк ответил: «Совершать пятьдесят молитв». Муса сказал: «Поистине, члены твоей общины не смогут делать этого. Возвращайся же к твоему Господу и проси Его об облегчении для твоей общины». Посланник Аллаха вновь вознесся к Аллаху и Он уменьшил количество обязательных молитв на десять, а потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вернулся к Мусе и сообщил ему об этом. Пророк Муса, мир ему, сказал: «Возвращайся к твоему Господу и попроси Его об облегчении», и Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, продолжал возноситься к Всемогущему и Великому Аллаху и возвращаться к Мусе до тех пор, пока Аллах не велел ему совершать пять молитв. После этого Пророк Муса, мир ему, советовал Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вернуться и попросить об облегчении, но тогда Пророк сказал: «Я стыжусь моего Господа и я соглашаюсь и подчиняюсь», а потом глашатай передал слова Аллаха: «Я завершил возложение обязанностей и облегчил бремя своих рабов. Но за каждое благодеяние Я буду вознаграждать в десятикратном размере».

Во время этого путешествия Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел многие вещи:

— Когда ему было предложено молоко и вино, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выбрал молоко, и ему было сказано: «Ты взял то, что соответствует естеству, а если бы ты взял вино, то твоя община сбилась бы с пути»;

— Ему были показаны Рай и Ад;

— Он видел грешников, среди которых были те, кто проедал имущество сирот, ростовщики, прелюбодеи и другие, которых подвергали мучительным наказаниям;

— Он увидел, как караван мекканцев двинулся в путь и вернулся обратно, и указал им на убежавшего верблюда, а утром после ночного путешествия это послужило указанием на то, что Пророк говорил правду.

Также пророк видел и некоторые другие вещи.

Ибн аль-Кайим пишет: «Когда наутро Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел к своим соплеменникам, он сообщил им о тех величайших знамениях, которые показал ему Всемогущий и Великий Аллах, после чего они еще яростнее принялись обвинять его во лжи и наносить ему всевозможные обиды. Они потребовали от него описать мечеть Аль-Акса и тогда Аллах показал Пророку его так, что он увидел это место поклонения воочию. После этого Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, начал сообщать им о знамениях Аллаха, и они ничего не могли опровергнуть. Он сообщил им о том, как уходил и возвращался их караван, и о том, когда он прибыл, и о том, какой верблюд шел первым, и все было именно так, как он говорил, однако это лишь усилило их враждебность, и эти несправедливые люди отвергли все, и выбрали неверие».

Данное событие явилось тяжелым испытанием для людей. Из-за ее невероятности и отсутствия свидетелей, кроме Аллаха, никто не осмеливался подтвердить это. Некоторые из недавно принявших Ислам отказались от своей веры. Однако те, чья вера была крепка, приняли это сообщение с радостью, и одним из таких был сподвижник Абу Бакр. Когда к нему пришли люди и спросили, слышал ли он о том, как его друг утверждает, что за ночь перенесся из Мекки в Иерусалим, Абу Бакр ответил, что если это сказал Посланник Аллаха, то он в этом нисколько не сомневается. К тому же Абу Бакр, который еще не знал о чудесном вознесении на седьмое небо, сказал: «Поистине, Посланник Аллаха говорит правду. И если он скажет, что Аллах вознес его на седьмое небо, я поверю ему!»

После этого события Абу Бакр получил прозвище «Сыддык», которое можно перевести как «правдивейший».

 

Великий смысл

 

Каждый мусульманин знает, что все события в жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, имеют определенные причины и смысл.

События «Перенесения и вознесения» произошли в год, названный «Годом печали». В этот год Пророк, мир ему и благословение Аллаха, потерял одного за другим двух наиболее близких ему людей, которые оказывали ему защиту и поддержку.

Вначале он потерял своего дядю Абу Талиба, который на протяжении многих лет защищал его от нападок и физической расправы со стороны мекканских язычников. После смерти Абу Талиба курайшиты подвергли Посланника Аллаха таким преследованиям, о которых при его жизни не могло быть и речи и Пророк говорил: «Пока Абу Талиб не умер, курайшиты не могли сделать мне ничего дурного».

Затем умерла жена Пророка Хадиджа, бывшая ему опорой во всех его делах, которая успокаивала его и поддерживала. О ней Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Она уверовала в меня, когда люди в меня не верили, и поверила мне, когда люди объявили меня лжецом, и поделилась со мной тем, что имела, когда люди отказывали мне, и Аллах наделил меня от нее детьми, а от других мне детей не дал».

Ученые по жизнеописанию Пророка, мир ему и благословение Аллаха, пишут: «После их смерти (Абу Талиба и Хадиджи) возможности для призыва ограничились, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не мог также свободно вести призыв, как и под их защитой. Пророка, мир ему и благословение Аллаха, печалило то, что его призыв не находит ответа и он не мог, как ему казалось, выполнить обязанность возложенную на него Аллахом и поэтому этот год был назван «годом печали».

И именно в такой период, когда язычники усилили свои нападки на Пророка и мусульман, и когда стал преобладать моральный упадок, случилось это знаменательное событие.

Пророк встретил предыдущих Пророков и те засвидетельствовали, что он Пророк. Он воочию увидел Рай и Ад. Он убедился в том, что те, кто пренебрегает законами Аллаха и совершает грехи, понесут реальное наказание. И венцом этого события стало непосредственное общение с Господом миров.

Как пишет Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури в своей книге «ар-Рахик аль-Махтум»: «Самым кратким и наиболее важным объяснением причин этого путешествия служат слова Всевышнего Аллаха, Который сказал: «…чтобы показать ему (нечто) из Наших знамений…» (Коран. 17:1), и подобным образом Аллах поступал со всеми Пророками. Всевышний Аллах также сказал: «Так показали Мы Ибрахиму царство небесное и земное, чтобы (мог он убедиться)» (Коран. 6:75). И Всевышний Аллах сказал Мусе: «…чтобы показать тебе (нечто) из Наших величайших знамений…» (Коран. 20:23). И Всевышний Аллах объяснил, в чем состоит цель этого, сказав: «…чтобы (мог он убедиться)» (Коран. 6:75). После того как знание Пророков начинало опираться на видение знамений воочию, больше уже ничто не могло поколебать их убежденность, так как с видением воочию не могут сравниться никакие сообщения. И после этого они оказывались способными переносить на пути Аллаха то, что было не под силу другим, а все силы мира этого по ничтожности своей представлялись им чем-то вроде комариного крыла, и они не обращали внимания на обрушившиеся на них испытания и мучения».

 

Вчера и сегодня

 

Сегодня, как и 14 веков назад, Ислам подвергается нападкам со стороны невежественных людей. Как и тогда, сегодня Единому и Единственному Аллаху многие люди придают сотоварищей, а кое-кто и вовсе отрицает Его существование. Также как и в те дни, эти люди продолжают высмеивать и издеваться над Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха. Но, если в те дни был Пророк и его верные сподвижники, готовые защищать Ислам и распространять его, не взирая ни на какие трудности, то сегодня религия Аллаха фактически осталась без поддержки со стороны его носителей. Но дело в том, что кроме нас никто не поможет этой нашей религии.

Если в жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по причине приостановки призыва только один год назван «Годом печали», то сегодня жизни многих мусульман можно назвать «Жизнями печали», потому что в нашей жизни нет места призыву и это по причине нашей лености и беспечности.

Аль-Исра валь-Ми’радж… Давайте в этот день в очередной раз вспомним это знаменательное событие в жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Давайте, также, вспомним тот смысл, который был заложен в это событие.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Поистине, был для вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много» (Коран. 33:21).

И если этот аят касается нас – мусульман, если мы считаем себя последователями Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, то мы, также как и он, должны прилагать усилия в призыве к Исламу, в его распространении не смотря ни на какие трудности.

 

Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос