Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос относительно достоверности хадиса «О рабы Аллаха, помогите мне», с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com
Вопрос:
Какова достоверность хадиса: «О, рабы Аллаха помогите мне»?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (17/117) через Абдурахмана бин Шарика, который сказал: мне рассказал мой отец, от Абдуллы бин Исы, от Зайда бин Али, от Утбы бин Газвана, от Пророка Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Если один из вас потеряет что-то или будет нуждаться в помощи, в которой у него нет спутника, то пусть скажет: «О рабы Аллаха, помогите мне! О рабы Аллаха, помогите мне!» Поистине у Аллаха есть рабы, которых мы не видим»
У этого хадиса есть 3 недостатка, указывающие на его слабость:
1. Абдурахман бин Шарик бин Абдуллах ан-Нахаи аль-Куфи.
— Сказал Абу Хатим в книге «аль-Джарх ва-тта’диль» (5/244): «У его хадисы слабые».
— Его упомянул Ибн Хиббан в «ас-Сикат» (8/375), и сказал о нем: «Иногда ошибается».
— Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал в «аль-Такриб» на странице 342: «Правдивый, ошибается». Также смотри в «Тахзиб ат-Тахзиб» (6/176).
2. Шарик бин Абдуллах ан-Нахаи.
Ученые разговаривали о его памяти и точности.
— Аль-Хафиз сказал о нем: «Правдивый, много ошибается. Его память изменилась после его назначения судьей в Куфе» («Такриб ат-Тахзиб» стр. 266).
3. Зайд бин Али аль-Хусейн не застал Утбу бин Газвана и не слышал от него сообщений. Между смертью Утбы и рождением Зайда было примерно 60 лет. Смотрите «Тахзиб ат-Тахзиб» (2/249), (4/64).
Поэтому аль-Хайсами сказал о хадисе: «Его передал ат-Табарани. Некоторые передатчики этого хадиса слабые, кроме того, что Зайд бин Али не застиг Утбу» («Муджа аз-Заваид» (10/93)).
В добавок к этому хадису есть хадис-марфу, переданный от ибн Масуда: «Если в пустыне у кого-нибудь убежит животное, то пусть воззовет: «О рабы Аллаха, задержите его для меня! О рабы Аллаха, задержите его для меня!» Поистине, у Аллаха на земле есть тот, кто задержит его для тебя».
Его передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (10/217), Абу Я’ля в своем «Муснаде» (9/177).
Этот хадис также является слабым. Его назвали слабым Аль-Хайсами в «Му’джма аз-Заваид» (10/132), Аль-Хафиз ибн Хаджар в «Шарх аль-Азкар» (5/150) и Аль-Хафиз ас-Сахавий в «Аль-Ибтихадж би азкар аль-мусафир ва аль-хадж» (стр.39).
Шейх аль-Альбани в «Ас-Сильсиля Ад-Даифа» дал разъяснение по этому хадису. Он, да помилует его Аллах, сказал: «Помимо того, что этот хадис слабый… в нем нет доказательств на дозволенность испрашивания помощи у мертвых из числа святых и праведников, так как в них под словом «рабы Аллаха» явно подразумеваются творения помимо человека. Доказательством этому является слова в первом хадисе: «Поистине, у Аллаха на земле есть тот, кто задержит его для тебя», и его слова в этом хадисе: «Поистине у Аллаха есть рабы,которых мы не видим».
Это описание подходит под ангелов или джиннов, потому что они те, кого мы обычно не видим… И не разрешается причислять к ним мусульман из числа джинов или людей, которых называют «скрытыми людьми» из числа святых и праведников, вне зависимости от того живы они или мертвы. Испрашивание у них помощи и просьбы о содействии являются явным ширком, потому что они не слышат обращенное к ним дуа и даже если бы они слышали, они не смогли бы ответить если бы и хотели.
Об этом явно говорится во многих аятах, как, например, в словах Всевышнего Аллах: «Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» (Коран. 35:14). («Сильсиляту аль-Ахадис ад-Даифа ва аль-Маудуа» (656).
Аллах знает лучше.
Умм Сайф [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе