Мы продолжаем публиковать адабы (правила этикета), упомянутые шейхом  Абд аль-Фаттахом Абу Гуддой в своей книге «Мин адаб аль-ислям». С предыдущей статьёй из данной серии можно ознакомиться по ссылке: http://islamcivil.ru/islamskij-etiket-chast-1/

 

Адаб №5

 

Если ты стучишься в дверь к своему брату, другу, знакомому или кому-либо еще, к кому ты пришел, то постучись мягко, тем самым давая ему знать, что за дверью кто-то стоит. Не стучись громко и грубо, как это делают жандармы и притеснители, тем самым пугая хозяина и нарушая правила этикета.

Однажды к Имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах) пришла женщина, чтобы задать вопрос о религии, и грубо постучалась в дверь. Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) вышел к ней со словами: «Это стук притеснителя».

Поистине, сподвижники стучали в дверь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ногтями, проявляя таким образом к нему уважение. Так передал имам Аль-Бухари в книге «Адаб аль-муфрад».

Вежливый и мягкий стук необходим, когда хозяин дома находится недалеко от двери. Но если хозяин далеко от неё, то стучать надо так, чтобы он услышал, но не грубо. Как уже упоминалось в благородном хадисе: «Поистине, в чем бы ни была мягкость, она всегда украшает собой это. И что бы ни лишилось мягкости, оно неизбежно становится порочным». Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто лишен доброты, тот лишен всего блага» (Муслим).

Следует, чтобы тот, кто стучит, оставил между первым стуком и следующим небольшой промежуток времени, — такой, чтобы тот, кто совершает омовение, завершил его не спеша; тот, кто находится в намазе, смог закончить его не спеша; и тот, кто ест, доел не спеша. Некоторые ученые определили время ожидания между двумя стуками временем, необходимым для совершения 4-ракаатного намаза, так как тот, к кому ты пришел, мог начать намаз в начале твоего стука. И после того, как ты постучал три раза с перерывами и понял, что если бы хозяин дома не был занят, то вышел бы к тебе, в таком случае возвращайся. Поистине Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда один из вас попросит разрешения войти три раза и ему откажут, то пусть он возвращается» (Аль-Бухари и Муслим).

Когда ты просишь разрешения войти, то не стой прямо перед дверью, а подвинься чуть вправо или влево (от двери). Ибо «когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подходил к двери, чтобы попросить разрешения войти, он не стоял прямо перед ней, но становился справа или слева от двери» (Абу Дауд).

 

Адаб №6

 

Когда ты постучишься к одному из своих братьев и у тебя спросят: «Кто там?» – то ответь: «Такой-то», – называя себя своим именем, под которым тебя знают. Не говори «Некто», или «Я», или «Человек». Ибо эти слова не дадут спрашивающему сведения о стучащем человеке. И нельзя тебе полагаться на то, что твой голос знаком тому, к кому ты стучишься. Ибо голоса и их звучание бывают похожими друг на друга, и не каждый в доме, в дверь которого ты стучишь, знает твой голос и может отличить его. Более того, человеческий слух в различении голосов может ошибиться, так же как может правильно их распознать.

Поистине Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не любил, когда стучащий говорил «Я», потому что это слово не дает никакого понятия и не приносит никакой пользы. Как передали Аль-Бухари и Муслим со слов Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах): «Однажды я пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и постучал в дверь. Он спросил: “Кто это?” Я ответил: “Я”. Он же (стал повторять): “Я, я!” – словно мой ответ ему не понравился».

Поэтому сподвижники называли свои имена, когда их спрашивали: «Кто там?» Как передали Аль-Бухари и Муслим со слов Абу Зарра (да будет доволен им Аллах): «Выйдя из дома однажды ночью, я неожиданно увидел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который куда-то шёл в одиночестве. Я (незаметно) последовал за ним при свете луны [Абу Зарр (Да будет доволен им Аллах!) хотел обеспечить Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) защиту в случае возникновения какой-нибудь опасности], он же обернулся, увидел меня и спросил: “Кто это?” – а я ответил: “Абу Зарр”». Также Аль-Бухари и Муслим передали со слов Умм Хани (да будет доволен ею Аллах), сестры нашего господина Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) и дочери дяди Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в то время, когда он купался, а Фатима прикрывала его. Он спросил: “Кто эта (женщина)?” – и я ответила: “Я, Умм Хани”».

 

Адаб № 7

 

Если ты пришел к одному из братьев или по собственной инициативе и без предварительной договоренности, или же в назначенное им ранее время, а он, извинившись, отказался принять тебя, то прими его извинения. Ибо он лучше знает своё домашнее положение и обстоятельства своих дел. Ведь возможно и такое, что у него появились какие-то личные дела или какие-то затруднения, которые мешают или не позволяют принять тебя в данный момент. Поэтому он имеет право отказать тебе без какого-либо стеснения. Как сказал почтенный таби’ин Катада ибн Ди’ама ас-Садуси: «Не стой у порога тех, кто отказал тебе войти, ибо у тебя есть какие-то нужды, а у них есть свои заботы и дела, и они более достойны, чтобы приняли их извинение».

Имам Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не все люди могут говорить о причинах своего отказа, поэтому из адабов предшественников при визите в гости было то, что гость спрашивал хозяина: “Может быть, у тебя случилось что-то, что мешает тебе принять меня?” – тем самым подготавливая хозяина к изложению причин своего отказа на тот случай, если он вдруг захочет, извинившись, отказать».

И ввиду важности этого адаба и ради искоренения того, что может запасть в некоторые сердца в результате отказа хозяина принять их, Всевышний Аллах в Своей благородной Книге, рассказывая о визите в гости и испрашивании разрешения, сказал: «Если же вам скажут: “Уйдите!” – то уходите. Так будет чище для вас…» (Сура 24 «Ан-Нур», аят 28).

И в этом великом кораническом адабе проявляется возможность избежать того, во что впадают некоторые люди, когда к ним приходит кто-либо, кого они не хотели бы видеть и с кем они не хотели бы встречаться. И из-за этого они бывают вынуждены говорить, что их нет дома, в то время как они дома. Таким образом, они начинают лгать, а вместе с тем и их дети учатся у них этому мерзкому качеству. Также возможно из-за подобного поведения возникновение вражды и ненависти в сердцах.

Благородное кораническое руководство оберегает нас от всего этого, давая возможность хозяину любезно извиниться и отказать своему брату, а от его брата требуя принять извинения и отказ хозяина: «Если же вам скажут: “Уйдите!” – то уходите. Так будет чище для вас…»

 

Абу Абдулла [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос