Cегодня возрождение религии и исламской культуры в Дагестане и на Кавказе сравнимо с лавиной, набирающей все большую силу. Проводя параллель между положением ислама и мусульман в девяностых с нашими днями, кроме некоторых минусов можно обнаружить, что ситуация, в общем и целом, намного улучшилась. В каждом городе, селе и поселке есть мечети, религиозный образ жизни все больше становится обыденным, с каждым днем люди все большее предпочтение отдают законам шариата, нежели адатам или светским законам, религия набирает обороты.

Система ислама, как совокупность законов, норм, связанных со всеми сферами жизни, от богослужения до наследственного права, а также устоев и принципов, направлена на воцарение всеобщей справедливости на всем земном шаре. Поэтому своей целью ислам видит распространение и призыв к религии всего человечества без исключения. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не раз указывал, что он был послан Господом миров ко всем людям, и эта мысль является основополагающей для миссионерской деятельности каждого представителя религии последнего пророка.

Мусульманин и мусульманка по мере возможностей должны стремиться оставить свою лепту в деле призыва людей к религии Аллаха. Дела, слова, намерения и даже просто культурное поведение – все это может быть призывом или вспомогающими элементами призыва. Вообще, исламская миссиология, со своей историей, механизмами и методами изучения общества и воздействиями на него, это целая наука, которой посвящено множество книг исламских ученых и проповедников.

Однако не каждый человек может позитивно влиять на миссионерскую деятельность всего исламского общества. Всевышний Аллах по Своей мудрости не дал некоторым людям возможность красиво говорить и влиять на умы людей. Но что же делать? Неужели, если я не умею говорить красиво или не обладаю приятной внешностью, притягивающей людей, мне не стоит заниматься призывом? Разве призыв ограничивается лишь красивой речью, умением писать хорошие статьи и выступать перед массами? Ответ довольно прост: если Аллах не наделил тебя всем вышеперечисленным, то возможно самым лучшим твоим призывом станет хорошее поведение и молчание. Но как определить, молчать мне или нет? В этом случае лучше воспользоваться советом знающих и опытных в делах даавата мусульман. «Если вы не знаете, то спросите знающих», — говорит Всевышний Аллах.

Если человек не мешает общему делу и молчит, тем более, если его действия могут привести к регрессу призыва, то в этом сокрытом огромная польза для него и для всей исламской уммы. В этом нет ничего постыдного и даже наоборот.

Молчание, не говоря об исламском призыве, само по себе является восхваляемым качеством. Недаром сказано: «Молчание – золото». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал мусульманам сдерживать свои языки и молчать, если из уст не выходит благая речь. В одном из хадисов сказано, что человек, верящий в Аллаха и Судный день должен молчать, если не говорит благое.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день пусть говорит благое, либо молчит».

Подобных хадисов огромное множество. Приведем некоторые из них, а также несколько высказываний праведных предшественников о молчании и его достоинстве.

От Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, передается, что посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Ислам какого мусульманина лучше?» Он ответил: «Того, от языка и рук которого мусульмане находятся в безопасности».

От Муаза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ты не перестанешь находиться в благоденствии, пока будешь молчать, но если ты заговоришь, то твои слова будут записаны либо за тебя, либо против тебя».

Суфьян Ас-Саури, да помилует его Аллах, сказал: «Выпустить в человека стрелу было бы лучшим для меня, чем выпустить в него свой язык». Потому что стрела иногда может не попасть в цель, но язык всегда достигает своей цели.

От Я’ля ибн Убейда передается, что Суфьян, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы с вами был тот, кто доводил бы ваши речи до султана, вы бы говорили о чем-нибудь?» Мы сказали: «Нет». Он сказал: «Поистине с вами находятся ангелы, которые доводят ваши речи до Аллаха».

От Лейса ибн Саада, да помилует его Аллах, и других передается, что один человек написал к Ибн Умару, да будет доволен им Аллах, чтобы он написал ему обо всем знании. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, ответил ему: «Поистине, знание велико (его много)! Однако, если ты сможешь встретить Аллаха не запятнанным кровью мусульман, с пустым животом от их имущества, не задев своим языком их честь, исполняя дело их джамаата, то сделай это!»

Но может возникнуть и другой вопрос: если я не умею призывать к религии, то могу ли я хотя бы порицать, если увижу совершение греховного поступка? Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал нам устранять порицаемое рукой, если нет такой возможности, то языком, а если нет и такой возможности, то хотя бы не соглашаться сердцем. Следует помнить, что и порицая нужно соблюдать исламскую этику и не переходить границ. Нужно быть твердым там, где это нужно и мягким там, где это нужно.

Священный Коран, благородные хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а также тысячи высказываний праведных предшественников свидетельствуют, что молчание в нужное время и в нужном месте – есть великое благо. Молчание, не мешающее призыву лучше, чем речь, вредящая проделанной другими работе. Поэтому прежде, чем сказать что-либо, подумайте, возможно, молчание лучше.

Пусть Аллах поможет нам!

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос