Вашему вниманию предлагается перевод фетвы с сайта уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида, да сохранит его Аллах, «Ислам: вопрос-ответ».
Вопрос:
На самом ли деле брюки – мужская одежда, которую нельзя носить женщинам? И была ли какая-нибудь одежда или что-то похожее, что было особенным для мужчин, но не для женщин, а потом положение изменилось и это стало дозволенным для всех?
Ответ:
Вся хвала Аллаху!
Во-первых, ношение женщиной брюк без платья, которое закрывало бы их, вне дома или в местах, где её могут видеть посторонние мужчины – запретно, потому что в этом есть выставление напоказ своей красоты. Они не покрывают её аурат так, как этого требует шариат, а наоборот выставляют напоказ красоты, чётко выделяя части её тела. А то, что это запретно всем известно.
Ко всему прочему, это противоречит обычаям, связанным с одеждой верующих мусульманок, и схоже с одеждой немусульманок, грешниц и безнравственных женщин.
Шейх Ибн аль-Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Брюки описывают форму ноги женщины, её живот и талию, поэтому их ношение подпадает под достоверный хадис: “Есть две категории обитателей ада, которых я не видел: люди, у которых будут кнуты, подобные хвостам коров, и которыми они бьют людей, и женщины, которые будут одетыми, но одновременно нагими, будут привлекательны для мужчин, и будут сами завлекать мужчин. Их головы будут подобны верблюжьим горбам. Они не войдут в Рай и не вдохнут даже его запаха, хотя его аромат будет распространяться на такое-то и такое-то расстояние”». Хадис передал Муслим, 2128.
Какими бы широкими и свободными ни были брюки, они всё равно выделают форму и размеры частей тела женщины.
Шейх Ибн аль-Усеймин добавляет:
«Даже если они широкие и свободные, потому что в выделении одной ноги от другой есть что-то из отсутствия закрытия (аурата)». С небольшими сокращения из книги «Сборник фетв и посланий Ибн аль-Усеймина», 12/285.
Учёные постоянного комитета по фетвам говорят:
«Женщине необходимо покрываться от посторонних мужчин хиджабом, соответствующим шариату, без украшений. Ей недозволенно выходить в одежде с украшениями или в вызывающей одежде, даже если они внешне и покрыты. Например, в брюках или штанах, вместо покрывающей одежды». См. «Фетвы постоянного комитета», 17/174.
Во-вторых, для женщин нет проблем в ношении женских брюк (или штанов), которые обычно носят женщины, если её не видит никто из посторонних. Она может носить их, если будет одна дома или с мужем, по кроме мужа среди махрамов (близких родственников) ей лучше в брюках не появляться, потому что в этом может быть фитна, выявление очертаний аурата и неполное его прикрытие, что известно.
Решение женщинам носить брюки усиливается, если женщины носят их под своими платьями. Это более полное покрытие и является практикой верующих мусульманок во многих странах. Потребность в подобном ношении усиливается также, если женщина боится, что платье может раскрываться или если она поднимается на возвышенное место и т.п.
Шейх Абду-р-Раззак аль-Афифи, да помилует его Аллах, сказал:
«Если женщина носит брюки, а над ними своё длинное платье, она не уподобляется мужчинам, пока носит их под своей одеждой». См. «Фетвы шейха Абду-р-Раззака аль-Афифи», стр. 573.
В-третьих, что касается ношения мужчинами брюк. Это не означает их запретность для женщин. Женщинам запрещено носить одежду особенную для мужчин, также как обратное запретно и для мужчин. А то, что обычно носят и мужчины, и женщины не является запретным ни для кого из них, пока это не будет особенным для одной из сторон. Примером могут служить мужские брюки, имеющие свою форму, и которые отличаются от того, что носят женщины в тех местах, где им разрешено.
Абу Дауд (4089) и другие передали сообщение от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял мужчин, которые носят женскую одежду, и проклял женщин, которые носят мужскую одежду». Аль-Альбани посчитал данный хадис достоверным в книге «Мишкат аль-масабих», 4469.
То, что он отнёс одежду к мужчине или женщине указывает на её особенность. Если бы это было не так, и одежда была бы общей для обоих полов, он не сказал бы «женская одежда» или «мужская одежда».
Аль-Мунави, по помилует его Аллах, сказал:
«В нём, как сказал ан-Навави, есть запретность уподобления мужчин женщинам и наоборот, потому что если это запрещено в одежде, то в движениях, спокойствии, симулировании органами тела и голосами более заслуживает того, чтобы осуждать это и считать мерзким. Мужчинам запрещено уподобляться женщинам, и наоборот, в одежде, которая особенна для того, кому уподобляются. Совершающий это действие считается нечестивцем из-за проклятия, обещанного ему». См. книгу «Файду-ль кадир», 5/269.
В-четвертых, следует знать, что вопрос уподобления, будь то уподобление мужчин женщинам или наоборот, или уподобление немусульманам – это не установленное дело, которое не меняется и не изменяется. Наоборот, это дело, которое меняется в зависимости от места и времени. Возможно, какая-то определенная одежда, образ или действие будут считаться уподоблением в одной стране, но не будут в другой. Возможно, что-то было уподоблением в одно время, а потом это прошло из-за изменения обычаев людей с течением времени.
Аль-Бухари, да помилует его Аллах, упоминает в своем достоверном сборнике главу «Уподобляющиеся женщинам и уподобляющиеся мужчинам», а затем приводит хадис (5546) от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха проклял уподобляющихся женщинам из мужчин и уподобляющихся мужчинам женщин».
Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал:
«То есть, это порицание обеих групп. На это указывает проклятье, упомянутое в хадисе. Ат-Табари сказал: “Смысл в том, что мужчинам запрещено уподобляться женщинам в одежде и украшениях, которые особенны для женщин, и наоборот”. Я говорю: также это относится к речи и походке. А что касается одежды, то отношение к ней отличается с различием обычаев каждой страны. Как же много есть стран, в которых одеяние мужчин не отличается от одеяния женщин, однако женщины отличаются, прикрываясь хиджабом и покрывалом». См. книгу «Фатху-ль-Бари», 10/285.
Похожий на это пример – вопрос уподобления с изменением времени и места – то, что учёные запрещали носить «тайлясан» (элемент одежды; платок, носимый поверх чалмы для защиты шеи от солнца – прим. переводчика), потому что это было одеждой иудеев. Но когда его ношение стало общепринятым среди мусульман, это стало дозволенным из-за отсутствия причины уподобления.
Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал:
«Можно аргументировать историей иудеев в то время, когда тайлясаны были из их особенностей, но те времена уже прошли, и это (ношение) вошло в общее дозволенное (действие)». См. «Фатху-ль-Бари», 10/285.
Он также сказал о красных подушках (это подушки, которые устанавливались на седло лошади и изготавливались из шёлка), относительно которых пришёл запрет:
«Если они будут не из шёлка, то смысл их запрета в удерживании от уподобления неарабам…Однако это было их отличительной особенностью в то время, когда они были неверующими. Затем, когда сейчас это не является их особенной чертой, пропал смысл, поэтому пропала и нежелательность». См. «Фатху-ль-Бари», 10/319.
Имеется ввиду, что уподобление неверующим или мужчинам бывает только в том, что относится к их особенностям таким образом, что если совершающий это действие будет замечен за ним, то можно будет подумать, что он из них. Что же касается общего действия, то неправильно говорить, что его совершение будет считаться запретным уподоблением.
Шейх Мухаммад Салих аль-Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Что касается того, что распространилось среди мусульман и стало тем, чем не отличаются неверующие, то это не бывает уподоблением и не бывает запретным из-за того, что оно кажется уподоблением». См. книгу «Фатава-ль акида», стр. 245.
В книге «Фетвы Постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам» (24/40) пишется: «Ношение брюк не является особенностью неверующих».
Шейху-ль ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал:
«Если женщина наденет брюки или широкие, плотные хуффы (специальные плотные носки) такие, как «мук» (это прочная обувь, надеваемая поверх носков), и спускает поверх них платье так, что не видно размера стопы, то это будет выполнением требуемого (шариатом). В отличие от мягких хуффов, которые передают размер стопы. Это из (предмета) одежды мужчин. Также, если женщина наденет плащ или шубу по причине нужды в защите от холода, ей не будет запретно это.
Если вопрошающий скажет: «Но ведь женщины не носили меха?!», мы скажем: «Это связано с нуждой. В холодных странах есть нужда в том, чтобы носить более толстые и тёплые одежды, даже если в них нет необходимости в жарких странах».
Таким образом, разница между мужской и женской одеждой зависит от того, что подходит мужчинам, а что подходит женщинам, а это то, что подходит и что повелевают носить мужчинам и повелевают носить женщинам. Женщинам велено покрываться хиджабом и покрывалом, не выявляя свои прикрасы».
Затем он сказал:
«Основа этого в том, чтобы ты знал, что ислам ставит две цели: первая из них – отличие мужчин от женщин, а вторая – покрытие женщин.
Если бы целью была только отличие мужчин от женщин, то это могло бы быть осуществлено, каким бы образом это ни было сделано. А порочность этого уже была упомянута выше.
А когда станет ясно, что необходимо наличие различия между одеждой мужчины и одеждой женщины, которая была отличала мужчин от женщин, а также, что одежда женщины должна быть достаточно покрывающей и скрывающей её, станет ясной и основа в этом вопросе. Также станет ясным, что если одежду в основном носят мужчины, то женщинам она будет запрещена, даже если она и будет покрывать её, как «фаражи» (верхнее просторное платье, которое носится мужчинами – прим. переводчика), которая по обычаю некоторых стран в основном носится мужчинами. Но запрет относительно подобных вещей (может отличаться) с отличаем обычаев.
Что же касается случая, когда разница возвращается к самому покрытию, то женщинам в таком случае повелевают надевать более закрывающее, даже если предположить, что разница могла быть достигнута и меньшим.
А если в одежде сочетаются и слабое покрытие, и уподобление, то она будет запретна с обеих сторон. Аллах знает лучше». См. книгу «Маджму аль-фатава», 22/148 и далее.
Аллах знает лучше!
Перевёл: Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе