Вашему вниманию предлагается перевод фетвы с сайта уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида, да сохранит его Аллах, «Ислам: вопрос-ответ» с небольшими сокращениями.
Вопрос:
Очень часто, входя в мечеть, я нахожу, что имам читает суру аль-фатиха с ошибками, которые меняют смысл. В начале я оставлял намаз и выходил из этой мечети, а также многих других мечетей. Я искал мечеть, в которой был бы имам, правильно читающий суру аль-фатиха, и нашёл ее. Но их (таких имамов) не бывает на всех молитвах.
Теперь же я совершаю намаз позади имама с намерением, что совершаю ее индивидуально, не делая намерения на совершение джамаат-намаза. Я просто следую за имамом внешне.
Есть ли мне грех за такое действие? И действительны ли мои молитвы, совершённые таким образом? Учтите, что я прибегаю к такому из-за безвыходности.
Ответ:
Вся хвала Аллаху!
Во-первых, о молитве позади имама, который не умеет правильно читать суру аль-фатиха. Ранее в ответе №194317 уже было разъяснение относительно того, что человеку, который умеет правильно читать суру аль-фатиха, нельзя молиться позади имама, допускающего в чтении аль-фатихи ошибки, меняющие ее смысл.
Во-вторых, реальность говорит о том, что очень редко можно встретить имама мечети, который бы допускал при чтении аль-фатихи ошибки, меняющие ее смысл, за которым молитва была бы недействительной (вероятно, речь об одной из арабских стран — прим. переводчика).
Но если предположить, что молящийся иногда не может найти имама, за которым мог бы совершать молитву, кроме того, кто читает суру аль-фатиха с ошибками, меняя ее смысл, то можно ли ему молиться позади него, повторяя его движения, но без намерения следования ему в молитве?
Ученые имеют разные мнения на этот счёт.
Аль-Имрани, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Недействительна коллективная молитва следующего за имамом (ма’мума), пока у него не будет намерения на следование за (этим) имамом, так как он желает следовать (в молитве) за другим, поэтому необходимо намерение на следование. И если он совершил намаз позади него, повторял его действия, но не имел намерения на следование ему в молитве, будет ли его молитва действительной? Относительно этого есть два мнения». См. книгу «Аль-Баян», 2/366-367.
Довод тех, кто посчитал молитву недействительной в такой ситуации заключается в том, что молящийся связал свою молитву с тем, кто не является имамом для него.
Ибн аль-Мулаккин, да помилует его Аллах, сказал:
«Если он (молящийся) оставит это намерение и последует за ним в его действиях, то его молитва будет нарушена согласно более правильному мнению, потому что он связан с тем, кто не является имамом (для него), а такая связь похожа на связь не совершающего молитву человека. А согласно второму мнению – нет (не нарушается), потому что он совершил все обязательные столпы молитвы в необходимом виде, совершая молитву индивидуально. Это, если он ждал его действий и его ожидание было долгим. Если же оно было коротким, то не нарушается единогласно». См. книгу «Уджаляту-ль мухтадж», 1/332-333.
Второе мнение – это мнение о действительности молитвы. Оно более правильное (Аллах знает лучше!), потому что, если молящийся намеревался сделать молитву индивидуально и совершил все необходимые столпы и обязанности молитвы, то основа в том, что его молитва действительна, и ему не велят совершить ее вновь, кроме как при наличии доказательств.
Абду-ль Баки аз-Зуркани, да помилует его Аллах, сказал:
«Под следованием в молитве подразумевается обычное следование. А обычное следование происходит двумя путями:
Первое – следование в том, что имам берёт на себя его ошибки, намеренное оставление аль-фатихи и суры, а также все другое из того, что имам берёт на себя. В этом случае необходимо намерение на следование. Если он сделает намерение на то, что имам берёт на себя то, что было упомянуто, но не сделает намерение на следование ему в молитве, то его молитва будет нарушена.
Второе – следование ему в его действиях, но не в том, чтобы он брал на себя то, что было упомянуто выше. В молитве он будет совершать то, с чем связана ее действительность, но будет следовать имаму внешне, а не на самом деле. В этом случае нет условия наличия намерения на следование, и его молитва действительна без него. Это в основном случается с теми, кто знает об ошибке имама в его молитве, и боится вреда (для себя), если будет совершать (намаз) индивидуально, а не за ним». См. книгу «Шарх аз-Зуркани аля мухтасар Халиль», 3/36-37.
Абу Абдиллах аль-Харраши, да помилует его Аллах, сказал:
«Тот, кто найдет молящегося человека и сделает намерение на молитву позади него, тот будет ма’мумом и у него будет намерение на следование. А если он сделает намерение на то, что он молится сам, не делая намерения на следование ему, то он будет молящимся индивидуально. Его молитва будет действительной, если он будет читать (вероятно, суру аль-фатиха — прим. переводчика), а если нет, то молитва будет нарушена из-за оставления чтения, но не из-за оставления намерения на следование в молитве». См. книгу «Шарх мухтасар Халиль ли-ль-Харраши», 2/37.
В этом обычно бывает необходимость для тех, кто неожиданно для себя узнал о подобном имаме и не может совершить молитву позади другого имама.
Что же касается того, кто знает об имаме мечети точно, а не по предположениям, поверхностной информации и васвасам, то такому человеку не предписано молиться позади подобного имама, имея намерение молиться, следуя ему внешне. Ему следует поискать другую мечеть и молиться позади её имама.
Но если предположить, что не получается ходить в другую мечеть или нет возможности молиться позади имама, в чьем чтении аль-фатихи он уверен, то более правильное мнение в том, чтобы он совершал коллективную молитву со своими домочадцами. Это лучше, чем внешнее следование имаму, совершая намаз в это время индивидуально. Ведь среди ученых есть те, кто считает подобную молитву недействительной. Лучше выйти из разногласий и совершать коллективную молитву со своими домочадцами или в одиночку, если он не найдет другого джамаата, с которым мог бы совершать молитву из-за этого препятствия, а после пусть ищет подходящий джамаат, с которым его молитва будет действительной.
Затем тебе также следует дать совет имаму вашего района, соблюдая мягкость во время указывания на его ошибки. Либо сделать это посредством человека, к чьим словам этот имам прислушается, чтобы он начал усердствовать в исправлении своего чтения.
Аллах знает лучше!
Перевёл: Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе