Скончался российский исламский общественный деятель, философ, глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
Просматривая в социальных сетях ленту новостей не смог не обратить внимание на один важный момент: в связи со смертью Гейдара Джемаля многих российских мусульман интересует один вопрос: можно ли просить за него у Аллаха милости, прощения и желать ему рая, так как он придерживался шиитских взглядов?
На мой взгляд подобная реакция является показательной для нынешнего состояния мусульманской общины России и раскрывает уровень нашего социального развития. Мы настолько близоруки, что стараясь разобраться в положении каждого человека перед Всевышним, что не является обязанностью любого и каждого, от нас скрывается истинная картина нашего положения.
Со смертью Гейдара Джемаля умер один из немногих, если не единственный, представитель исламской интеллектуальной элиты российского и постсоветского масштаба; человек, благодаря авторитетности своего имени и солидному общему интеллектуальному багажу, способный на равных говорить, например, с такими людьми, как мэтр российского телевидения Познер или руководителем Эрмитажа, доктором исторических наук Пиотровским, раскрывая позицию Ислама по тем или иным вопросам, развенчивая мифы и измышления против Шариата, указывая на прямую ложность этих утверждений или же на отсутствие необычности его положений, сравнивая их с действующими нормами современных стран мира или отсылая в историю. Он был очень неудобным собеседником для многих светских людей, считающихся в своем узком кругу интеллектуалами на том лишь основании, что могут говорить на русском без акцента и принижающих местных духовных лиц за их косноязычность, так как обладал научным русским языком, показывая, что представитель Ислама может говорить на высоком уровне.
В этом смысле, будь Гейдар Джемаль трижды шиитом, умершим на шиитских убеждениях, его смерть может оказаться существенной потерей для российских мусульман на информационном поле, так как он говорил с позиций Ислама в общем, без привязки к какому-либо течению. И то, что он был шиитом является немым упреком для мусульман-суннитов, которые, являясь основным и подавляющим большинством мусульман России, не смогли выдвинуть из своей среды хоть сколько-нибудь видных своих представителей, способных говорить от Ислама и об Исламе на высоком уровне. Мы лишь имеем полукрепостных имамов и мулл, большая часть которых плохо изъясняется на русском, а остальная часть боится даже собственных мыслей, не говоря уже о том, чтобы их озвучивать, отвечая на актуальные или острые вопросы. Весь остальной массив мусульманского сообщества, будучи не официальным, по умолчанию относится к маргинальному сообществу.
Более того, наша сегодняшняя проблема в том, что наша элита состоит только из двух типов людей:
— Либо из тех, кто обладает знаниями в светских, общественных, гуманитарных науках — гигантов мыслей, мастеров слова с гениальным воображением, людей умеющих анализировать события и информацию, делать выводы, строить планы и стратегии и даже считать себя архитекторами каких-то общественных волнений не только в отдельно взятых регионах, но даже в стране, откуда, правда, они вынуждены были бежать, спасая свои жизни, и при этом не обладающих шариатскими знаниями. Из-за этого их планы и воззрения теряют всякую ценность, так как часто противоречат основам Ислама.
— Либо из тех, кто обладает фундаментальными шариатскими знаниями, хорошо разбирается в законоположениях и тонкостях религии, но так как они не обладают светскими и гуманитарными науками, не знакомы с теорией государства и права или социологией, они не могут переложить свои познания на реальность, дать им практическое воплощение в том обществе, в котором они живут, вывести Ислам из рамок обрядовой стороны и давать ответы на актуальные общественные вызовы.
Таким образом, на сегодняшний день, да и во все времена, мусульманская община нуждается и будет нуждаться в исламской интеллектуальной элите, в уникальных личностях, сочетающих в себе эти два вида знаний: фундаментальные знания в религии и знания окружающей действительности, людей способных увязать исламские нормы с реальностью, умеющих доступно объяснять свою позицию на различных уровнях, говорить просто о сложном.
К сожалению, комментарии в связи со смертью Гейдара Джемаля показали уровень нашего общественного сознания. Но, возможно, его жизнь и его смерть смогут показать нам слабость наших позиций и совсем скоро мы сможем заполнить эту брешь.
Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе