Слова свидетельства (Шахады) «Ля иляха илля ЛЛАХ» являются величайшими словами! Это слова, по причине которых Всевышний Аллах отправлял пророков и ниспосылал священные писания. Cлова, по причине которых Всевышний создал мирскую и загробную жизнь, Ад и Рай. Слова, по причине которых в Судный день люди будут брать свои книги либо в правую, либо в левую руку. Слова, которые сделают тяжелыми чашу благих деяний на весах Судного дня и без которых не зачтется ни одно благое дело. Слова, являющиеся договором со Всевышним Аллахом, как об этом сказал великий табиин (последователь сподвижников) Саид ибн Джубейр: «Это договор, о котором Всевышний упомянул в Коране, сказав: «Никто не обретет права заступничества, кроме тех, у кого был завет с Аллахом» (Сура «Марьям», аят 87). Слова, за которые будет спрошено в Судный день: «В тот день Он воззовет к ним и скажет: “Что вы ответили посланникам?”» (Сура «Аль-Кысас», аят 65). Слова, являющиеся основой и опорой, на которой строится весь Ислам, от которой ответвляются другие его обязанности и запреты. Слова, являющиеся крепкой и надежной вервью Аллаха: «Кто не верует в тагута (всё – чему поклоняются, помимо Аллаха – прим. автора), а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную вервь, которая никогда не оборвется. Аллах – Слышащий, Знающий » (Сура «Аль-Бакара», аят 256). Слова, являющиеся высшей степенью веры, как об этом сказал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Вера имеет семьдесят с лишним степеней, высшей из которых являются слова «Ля иляха илля Ллах», а самой меньшей из них – устранение препятствия с дороги». (Аль-Бухари, Муслим).

Из выше сказанного становится ясно, какую высокую степень имеют эти слова и каким достоинством они обладают. И не найдется ничего тяжелее этих слов на весах Судного дня по причине их святости и величия, как это приходит к нам в хадисах нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Даже двух таких хадисов было бы достаточно, чтобы указать на достоинство Шахады : «Поистине Нух (Ной) сказал своему сыну перед смертью: «Я повелеваю тебе «Ля илляха илля Ллах» и если поставить семь небес и семь земель на одну чашу весов, а на другую чашу поставить слова «Ля илляха илля Ллах», то чаша со словами перевесит» (Ахмад). Также передается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что «Муса (мир ему) сказал: «О, Господь, научи меня чему-нибудь, чем я буду поминать Тебя и взывать к Тебе». На что Аллах ответил ему: «Скажи “Ля иляха илля Ллах”». Муса сказал: «О, Господь, поистине все Твои рабы говорят это». Всевышний сказал: «О Муса, скажи “Ля иляха илля Ллах”». Муса сказал: «”Ля иляха илля Ллах”, но я хотел бы чего-нибудь, что Ты отвёл бы специально для меня». На что Всевышний Аллах ответил: “О Муса! Если семь небес и семь земель с их обитателями, помимо Меня, поставят на одну чашу весов, а слова «Ля иляха илля Ллах» — на другую, то чаша с этими словами перевесит”».

Шахада — это свидетельство, являющееся ключом от райских садов и спасением от адского огня, дорогой счастья и дорогой к успеху в обоих мирах, как об этом говорит Всевышний Аллах в Коране: «Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех» (Сура «Алю-Имран», аят 185). Священных текстов, указывающих на то, что эти слова – причина входа в райские сады множество. На некоторых из них мы остановимся.

Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!» (Муслим).

Также передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Поистине Аллах сделал запретным огонь тому, кто скажет «Ля иляха илля Ллах», желая этим Лик Всевышнего Аллаха (Аль-Бухари).

 

Смысл Ля иляха илля Ллах

 

Как мы уже сказали, Шахада — это свидетельство «Ля илляха илля Ллах», и если мы разберем каждое слово этого свидетельства, то его смысл будет следующим:

«Ля» — частица, которая в данном контексте несет смысл полного отрицания.

«Илях» — слово, обозначающее то, чему поклоняются, т.е. перед чем унижаются, любя и возвеличивая, к чему прибегают и в чем нуждаются.

«Илля» — частица исключения «кроме».

«Аллах» — имя Великого Аллаха, Единственного, достойного поклонения, которое включает в себя смысл всех имен Всевышнего.

Смыслом же всего свидетельства будет: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Здесь содержится отрицание и утверждение. То есть, когда мы произносим «нет божества, достойного поклонения», мы отрицает все лжебожества и поклонение им, которых люди выдумали для себя в виде идолов, как иконы, истуканы, страсти, власть, имущество и другие. Когда же мы произносим «кроме Аллаха», то утверждаем, что поклонения достоин только один Всевышний Аллах и поклоняемся Ему.

Здесь будет важным упомянуть, о том, что такое поклонение в шариатском смысле этого слова. Поклонение имеет два значения:

1) Относительно формы поклонения — это унижение перед Аллахом с исполнением Его приказов и подчинением Его запретам, с любовью к Нему и возвеличиванием Его.

2) Относительно же сущности поклонения – это все, что любит Всевышний Аллах и чем Он доволен из слов и деяний, явных и скрытых.

К видам поклонения относятся: намаз, земной поклон, дуа (мольба), жертвоприношение, а так же соблюдение Шариата во всех видах человеческих взаимоотношений, как торговля, брак, политика, экономика и другие. То есть, если человек совершает намаз, то он посвящает его только Всевышнему и совершает его согласно Шариату; если он делает земной поклон, то делает его только Всевышнему; если делает дуа (мольбу), то просит только у Всевышнего Аллаха. Также, если человек женится, ведет торговые отношения или занимается политикой, то все это он делает согласно нормам Шариата.

 

Условия Ля иляха илля Ллах

 

Свидетельство единобожия – это не бормотание языком. У него есть условия, без наличия которых произносящий его не получает пользы. Здесь не имеется виду, что человек должен заучить их наизусть, так как, зачастую, люди не могут перечислить эти условия, однако в тоже время они соблюдают их и верны им.

1. Знание, исключающее незнание и сомнение

Это условие требует, чтобы верующий знал значение этих слов. Человек будет считаться знающим смысл этих слов, если ему ведомо, что Всевышний Аллах является единственным, кому поклоняются, а поклонение кому-либо, помимо Него, является многобожием, и не испытывает в этом никакого сомнения.

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Знай, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин» (Сура «Мухаммад», аят 19).

Всевышний Аллах также сказал: «Верующими являются те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (Сура «аль-Худжурат», аят 15).

Передается от Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто умер, зная, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, войдет в рай!» (Муслим 26).

Также на это указывает хадис, приведенный нами ранее: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!» ( Муслим 27.)

2. Искренность и правдивость, исключающие ложь и многобожие

Это условие требует, чтобы верующий очищал все свои действия посредством правильного намерения от всех примесей многобожия, не обманывал этими словами ни себя, ни других и был честным по отношению к своему Создателю, не имея (при произношении) никаких целей, кроме довольства Аллаха, как на это указывают аяты священного Корана: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» (Сура «Аз-Зумар», аят 3).

Всевышний Аллах также сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне» (Сура «Аль-Баййна», аят 5).

Всевышний Аллах также сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Последний день”. Однако, они неверующие! Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (Сура «Аль-Бакара», аяты 8-9).

На это также указывает хадис, который приводится от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День воскрешения наибольшее право на моё заступничество имеет тот, кто сказал: «Ля иляха илля-Ллах», будучи искренним в сердце своем!» (Аль-Бухари).

3. Действия, которые требует Шахада

Это условие требует отрицания любых божеств, кроме Аллаха, и оставление поклонения им сердцем, языком и делом, а также требует поклонения Аллаху. Передается от Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О Муаз, знаешь ли ты каково право Аллаха перед Своими рабами? И каково право рабов перед Аллахом? Он ответил: «Аллах и его Посланник лучше знают». Он сказал: «Право Аллаха перед Своими рабами, чтобы они поклонялись Ему и не придавали Ему никого в сотоварищи, а право рабов перед Аллахом, чтобы Он не наказывал тех, кто не придает Ему сотоварищей» (Аль-Бухари, Муслим).

Если же возникнет вопрос, как возможно такое, чтобы человек отрицал многобожие и при этом совершал его, то ответом на него будет сегодняшняя действительность. Когда люди утверждают, что «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и в тоже время обращают свои мольбы и чаяния к идолам, могилам мертвых или же добиваются власти и имущества, переходя при этом границы дозволенного и делая их своими идолами.

4. Произношение языком

Произношение Шахады языком является условием только для тех, кто хочет принять Ислам. То есть от человека, желающего принять Ислам, требуется произнести свидетельство языком. Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил его за своими сандалиями и сказал: «Кого бы ты ни встретил за этой стеной, свидетельствующим (т.е. говорящим) «Ля илляха илля Ллах», — и убежденным в этом сердцем, то обрадуй его Раем…» (Муслим).

 

Заключение

 

Как мы сказали выше, свидетельство единобожия – это не бормотание языком. За ним стоит образ жизни, который является его воплощением. Свидетельство «Ля иляха илля Ллах» подразумевает оставление многобожия и поклонение Аллаху, исполнение Его приказов и подчинение Его запретам, которые касаются всех сфер жизни человека: ритуального поклонения (отношения человека со Всевышним) и общественных взаимоотношений (торговля, брак, политика, экономика).

 

Али Каримов [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос