Определение ибада

Шейхуль ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах, дал следующее определение поклонению: «Это название, охватывающее все, что любит Аллах, и чем Он доволен из слов и дел, явных и скрытых».

Из данного определения можно сделать вывод, что ‘ибада включает в себя следующие виды:

Во-первых:

Установленная ибада – это слова и действия, которые являются поклонением в своей основе, так как установлены шариатом. А тексты Корана и Сунны указывают на то, что они не могут быть обращены к кому- либо, помимо Аллаха.

В установленное поклонение входят следующие виды:

1. Ибада, совершаемая сердцем, которая, в свою очередь, делится на две части:

• «Слово сердца», — то, что на арабском языке называется «каулю-ль кальб». «Слово сердца» — это убежденность в том, что Аллах — Один, что никто помимо Него не заслуживает поклонения, вера в Его прекрасные имена и атрибуты, вера в ангелов, пророков, Судный День и другие основы религии.

• «Действие сердца», — то, что на арабском языке называется «’амалю-ль кальб». К «действиям сердца» относятся: искренность, любовь к Аллаху, надежда на Его вознаграждение, страх перед Его наказанием, упование на Него, проявление терпения в исполнении Его повелений и оставлении того, что Он запретил, и многое другое.

2. Ибада, совершаемая словами

К поклонению словами относятся такие виды ‘ибада, как произношение слов таухида «ля иляха илля Ллах» – «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», чтение священного Корана, поминание Всевышнего Аллаха различного рода тасбихами и тахмидами, призыв к религии Аллаха (да’ава), обучение шариатским наукам других и так далее.

3. Ибада, совершаемая телом

К данному виду поклонения относятся молитва, суджуд (земной поклон), пост, хадж, таваф, джихад, приобретение знаний и другие.

4. Ибада, совершаемая имуществом

Это закят, милостыня, забх (жертвоприношение), назр (обет) и другие.

 

Во-вторых:

 

Неустановленная ибада – это действия и слова, которые в своей основе не являются установленными шариатом в качестве поклонения, однако путем благого намерения могут стать им.

В неустановленное поклонение могут войти следующие действия:

1. Совершение обязательных и желательных действий, которые в своей основе не являются поклонением (ибада)

Примером таких действий могут служить: Обеспечение самого себя или же других пропитанием. Как, например, обеспечение пропитанием жены или детей. Также к этому виду можно отнести возврат долга, подарки, почитание родителей, почтение гостя и так далее.

Если мусульманин будет совершать все эти действия, обязательные и желательные, с намерением постичь довольство Аллаха, как, например, принимать пищу с намерением укрепиться для совершения поклонения или обеспечивать своих детей и воспитывать их с намерением на то, что они будут поклоняться Аллаху, то за все эти действия он, без сомнения, будет получать вознаграждение. На это указывает хадис посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в котором он обратился к Сааду: «Если ты будешь обеспечивать пропитанием, стремясь к лику Аллаха, то непременно получишь за это вознаграждение, даже за [кусочек хлеба], который ты кладешь в рот своей жены» (хадис передали Аль-Бухари и Муслим).

2. Оставление запретного с намерением приближения к Аллаху

Примером этого может служит оставление ростовщичества, воровства, лжи и других грехов, оставляя которые ради Аллаха, боясь Его наказания и надеясь на Его щедрость, мусульманин будет получать вознаграждение.

Доводом на это может служить хадис пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Всевышний Аллах говорит [ангелам]: «Если Мой раб пожелает совершить плохое деяние, то не записывайте его, пока он его не совершит. Если он все-таки совершит его, запишите ему грех, подобный этому действию. А если он оставит это ради Меня, то запишите ему одно вознаграждение. Если Мой раб пожелает совершить благое деяние и не совершит его, то запишите ему одно вознаграждение. А если он совершит его, то запишите ему в десять раз больше этого деяния до семисот раз» (хадис передали Аль-Бухари и Муслим).

3. Совершение дозволенных (мубах) действий с намерением приближения к Аллаху

Это такие действия, как сон, еда, продажа, покупка и другие повседневные действия человека. Все эти вещи в своей основе являются дозволенными (мубах), то есть, за их совершение нет ни вознаграждения, ни наказания. Однако если мусульманин при их совершении будет иметь благое намерение, как например, будет принимать пищу, для того, чтобы подкрепиться для совершения молитв, то за эти деяния он будет получать вознаграждение от Всевышнего Аллаха.

По материалам книги «Мухтасару тасхили-ль акидати-ль ислямия», автор: Доктор АбдуЛлах ибн АбдульАзиз аль-Джибрин

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос