Спросили шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина, да помилует его Аллах и принесет нам пользу посредством знаний, оставленных им: «Каково определение веры (иман) у ахлю с-сунна уа-ль джамаа, а также увеличивается ли она и уменьшается?
Он, да помилует его Аллах, ответил:
Вера (иман) у ахлю с-сунна уа-ль джамаа – это подтверждение сердцем, произнесение языком и деяния телом. Поэтому она включает в себя три вещи: 1) подтверждение сердцем 2) произнесение языком 3) деяния органами тела.
Если дело обстоит так, то она увеличивается и уменьшается. Потому что подтверждение сердцем различается. Подтверждение после рассказа не равно подтверждению после осмотра, также как подтверждение по рассказу человека не равно подтверждению по рассказу двух людей и так далее. Поэтому Ибрахим, мир ему, сказал: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?» Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось». Вера увеличивается по причине подтверждения сердца и его спокойствия. Человек ощущает это в себе, когда присутствует на маджлисе поминания Аллаха, где [слышит] наставления, упоминания о Рае и Аде. Тогда его вера увеличивается так, как будто он видит это своими глазами. А когда он находится в забвении и уходит из этого маджлиса эта убежденность уменьшается в его сердце.
Также иман увеличивается по причине слов. Тот, кто упомянул Аллаха десять раз не равен тому, кто упомянул его сто раз. Вера второго намного больше. Также и вера того, кто совершает поклонение в полноценном образе будет больше, чем вера того, кто совершает его с упущениями.
Так дело обстоит и с деяниями. Если человек будет совершать деяния органами своего тела больше, чем другой, то его вера будет больше, чем вера совершающего меньше деяний. Это пришло в Коране, я имею ввиду подтверждение увеличения и уменьшения веры. Всевышний Аллах сказал: «…а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера у верующих…», а также: «Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: «Чья вера от этого стала сильнее?» Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими». В достоверном хадисе от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришло: «Я не видел я никого из тех, кто обладает недостатком в уме и религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!».
Значит вера (иман) увеличивается и уменьшается.
Однако, каковы причины увеличения веры?
Для увеличения веры есть причины:
Первая причина: познание Аллаха посредством его имен и качеств. Каждый раз, когда человек увеличивается знаниями об Аллахе, о Его именах и атрибутах, без сомнения его вера увеличивается. Поэтому ты находишь, что обладатели знаний, которые знают имена Аллаха, о которых не знают другие, крепче верой с этой стороны, нежели другие.
Вторая причина: размышления над знамениями Аллаха, связанными со вселенной и шариатом. Каждый раз, когда человек размышляет над творениями Аллаха – знамениями во вселенной, он увеличивается верой. Всевышний Аллах говорит: «На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» Аятов, указывающих на это много, я имею ввиду аятов, указывающих на то, что человек увеличивается верой посредством размышления над вселенной.
Третья причина: множество поклонений. Каждый раз, когда будет увеличиваться поклонение человека, посредством этого будет увеличиваться его вера, будь это поклонение словесным или практическим. Поминание Аллаха увеличивает веру, также молитва, пост и хадж увеличивают веру количественно и качественно.
А что касается причин уменьшения веры, то наоборот:
Первая причина: незнание имен Аллаха и Его качеств становится причиной уменьшения веры, потому что уменьшение знаний человека об Аллахе и Его качествах уменьшает его веру.
Вторая причина: оставление размышлений над знамениями Аллаха, связанными со вселенной и шариатом. Это становится причиной уменьшения веры, или как минимум ее остановки и отсутствия ее роста.
Третья причина: совершение греховных дел. Поистине совершение греховных дел имеет огромное воздействие на сердце и веру. Поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершающий прелюбодеяние не является верующим в тот момент».
Четвертая причина: оставление поклонения. Оставление поклонения является причиной уменьшения веры. Однако, если поклонение было обязательным и оно было оставлено без каких-либо уважительных причин, то это упущение, которое порицается и наказывается. Но если оставленное поклонение было необязательным или же обязательным, но было не совершено из-за уважительной причины, то это упущение, которое не порицается. Поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал женщин обладательницами недостаточного разума и веры. Причиной недостатка их веры он назвал менструальный цикл, когда женщина не совершает молитв и не постится. Вместе с этим она не порицается за оставление намаза и поста во время хайда. Даже наоборот, ей повелевают это. Но из-за того, что она лишается того действия, которое совершает мужчина, то с этой стороны получает упущение.
[Сборник фетв и посланий шейха Мухаммад ибн Салиха аль-Усеймина, первый том, глава «Иман и Ислам»].
Малик абу Хатим [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе