В статье «Пустая молитва» мы говорили об ошибках и халатности, свойственной многим молящимся, которые могут сделать намаз недействительным.

Проанализировав отклики и комментарии к ней, мы решили посвятить этой теме ещё одну статью. Сегодня поговорим об обязательности совершения намаза в формате ответов на самые распространённые отговорки, которые придумывают для себя люди, рассмотрев некоторые тексты Корана и Сунны, касающиеся данной темы.

Сразу хотелось бы отметить, что данная публикация обращена к людям, считающим себя мусульманами, верящим во Всевышнего Аллаха и Судный день, в который каждый человек предстанет перед Ним и будет отвечать за то, как провёл отведённый ему на земле срок, после чего отправится либо в Рай, либо в Ад. Она обращена к людям, которые желают и надеются заслужить довольство Аллаха и Его награду и будут рады получить информацию, которая, возможно, поможет им в этом.

 

«Я верю в душе и не делаю ничего плохого, этого достаточно»

 

Эта, наверное, самая популярная отговорка не совершающих намаз содержит два, мягко говоря, спорных тезиса: 1. Вера в душе, не проявляющаяся внешне, является достаточной. 2. Не совершающий намаз не совершает ничего плохого.

1. Достаточной для чего? Возможно, какие-то идеологии или религии утверждают достаточность одних лишь убеждений, чтобы человек мог к ним относиться. Но только не ислам. Ислам – это не религия взглядов или умозаключений, это не философия, не информация в голове. Ислам – это образ жизни, охватывающий все её сферы. Это убеждения, слова и дела – модель поведения: одно без другого обнуляет всё. Мусульманин, верующий в душе так, что эта вера никогда не выходит наружу, это всё равно что законопослушный гражданин страны, который свято чтит в душе её конституцию и уголовный кодекс и при этом занимается убийствами, хищениями и вымогательством. За примерами за границу республики можно не ходить.

Вообще, навскидку могу вспомнить только одну тенденцию, соответствующую принципам «вера должна быть в душе» и «борода должна расти на сердце» – это призывы некоторых деятелей к мусульманкам о том, что «наши бабушки так не ходили», которым их благородные порывы не мешают одеваться так, как их бабушки не смогли бы себе и представить.

На самом деле вера в душе – это основа ислама, но если она не проявляется в делах, значит, в душе веры нет. Поэтому, упоминая верующих, Всевышний Аллах десятки раз повторяет в Коране обязательные составляющие этой веры – дела. Аллах говорит в Коране (смысл): «Клянусь временем: все люди находятся в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (сура «Время»). Таким образом, все люди находятся в убытке и не обретут успех, кроме тех, кто соответствует перечисленным условиям.

Дела являются частью веры, а лучшим и самым важным из дел является намаз. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первое, за что раб будет отчитан в Судный день из своих деяний, – это намаз, если он будет в порядке, то он обретёт успех, если же нет, то он потерпит убыток» (Ат-Тирмизи). В другой передаче говорится: «…если его намаз будет принят, то будут приняты и остальные его дела, если же его намаз будет отвергнут, то будут отвергнуты и остальные его дела». Как видно из этих хадисов, нет никакого сомнения, что веры в душе, которой не хватает даже на обязательный намаз, мусульманину недостаточно.

2. Утверждение человека, относящего себя к исламу и не совершающего намаз, о том, что он не совершает ничего плохого, неверно. Во-первых, понятия «хорошо» и «плохо» – вещи среди людей довольно относительные. Для кого-то почётно быть вором, а кому-то стыдно быть целомудренным. Мировоззрение мусульманина в этом отношении полностью строится на Коране и Сунне. Скверным является то, что скверно согласно шариату, так же как благим является то, что является благом согласно шариату. Наихудшим делом, согласно исламу, является неверие и многобожие. Только после них идут такие грехи и преступления, как убийство, изнасилование и т. д. И это ни в коем случае не оправдание подобных преступлений, поскольку предусмотренные за них шариатом наказания известны и говорят сами за себя. Это показатель тяжести неверия и многобожия, которые являются основой всех остальных дел.

Посланник Аллаха (солля Ллаху алейхи ва саллям) сказал: «Между человеком и неверием с многобожием стоит оставление намаза» (Муслим). Учёные разошлись в вопросе о том, идёт ли в данном хадисе речь о простом несовершении намаза, или же в нём имеется в виду полное оставление намаза человеком, не считающим его обязательным. Однако в любом случае формулировка слов посланника Аллаха (солля Ллаху алейхи ва саллям) говорит сама за себя.

Также Всевышний Аллах упоминает в Коране диалог обитателей Рая с обитателями Ада: «Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: “Мы не были в числе тех, которые совершали намаз…”» (сура «Завернувшийся», аяты 42, 43). Оставление намаза упоминается в аяте как причина, которая приведёт людей в адский Огонь.

Можно привести большое количество других подобных шариатских текстов, однако приведённого вполне достаточно, чтобы понять, что, согласно Словам Всевышнего Аллаха и словам Его посланника, оставление намаза – это большое преступление и грех, совершая который, мусульманин никак не может сказать, что он не делает ничего плохого.

 

«Начну совершать намаз в старости»

 

Некоторые люди ошибочно полагают, что намаз – это удел стариков. Если они считают так, думая, что старикам нечем заняться в старости и надо как-то разбавить свою скуку, то подобные убеждения несовместимы с исламом, поскольку обязательность намаза для каждого совершеннолетнего мусульманина – вещь предельно известная. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Повелевайте ребёнку (или учите его) совершать намаз, если он достиг семилетнего возраста, и наказывайте ребёнка с десяти лет за его [оставление]» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи). Данный хадис касается воспитательных аспектов. Юридически же обязательность совершения намаза связана с совершеннолетием (примерно, 12–15 лет).

Однако многие, понимая, что намаз является обязательным для них и в молодости, откладывают его на старость. Первое, что приходит на ум в этом случае: а кто дал тебе гарантию, что ты доживёшь до старости? Никто никому такую гарантию дать не может, и человек просто рискует умереть, не совершив ни одного земного поклона своему Создателю. Однако, предположим, что он доживёт… до старости.

Во-первых, всё то время, которое человек не совершает намаз, он совершает один из самых больших грехов перед Аллахом и находится под Его гневом, зарабатывая тем самым тяжёлый груз на Судный день. Во-вторых, он может окончательно сбиться с прямого пути, потерять намерение начать совершать намаз и выйти из ислама.

В-третьих, если человек доживёт до старости и на самом деле начнёт совершать намаз, то будут возможны два варианта: 1) он покается за то, что не совершал его в молодости, и будет сильно сожалеть об этом; 2) он не покается за это и будет рад, что добился желаемого «малой кровью», продолжая полагать, что намаз – это удел стариков, не обязательный для молодых. К первому случаю мы вернёмся в одной из следующих «отговорок», а во втором – намаз в старости не принесёт человеку никакой пользы, поскольку подобные убеждения и суждения несовместимы с исламом.

 

«Я слишком грешен, чтобы совершать намаз, начну, когда дойду до соответствующего духовного уровня»

Многие полагают, что совершение намаза – удел высоконравственных людей. В принципе, это правильно. Так должно быть. Неправильно другое – думать, что менее нравственные мусульмане не обязаны совершать намаз. Как уже было сказано выше, намаз обязан совершать каждый совершеннолетний мусульманин. И эта обязанность не снимается с человека из-за его грешности. Напротив, оставление намаза будет самым большим грехом, добавляемым человеком к тем, из-за которых он его не совершает.

Более того, одна из главных целей намаза – очищение человека и прощение его грехов. «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Сура «Паук», аят 45). А в известном хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнил мусульманина, совершающего пятикратный намаз, с человеком, который пять раз в день купается в реке: намаз стирает грехи, как вода смывает грязь. И если человек не будет пользоваться установленными шариатом причинами улучшения нрава, то он рискует умереть, не совершив ни одной молитвы Создателю, оправдывая себя низкой духовностью.

 

«Я понимаю, что обязан совершать намаз, но у меня нет времени»

 

Говоря экономической терминологией, поведение человека, знающего всё, о чём было сказано выше, и не совершающего при этом намаз, можно назвать нерациональным. Но если в экономике речь идёт о потерях благ этого мира, то в нашем случае – на кону вечность. Вечность, которую каждый человек будет проводить либо в блаженстве, либо в наказании. Стоят ли дела, из-за которых у тебя нет времени на намаз, потери довольства Создателя и Его награды? Не говоря уже о том, что совершение намаза занимает лишь малую часть дня, способствуя лучшей организации дневного графика.

В самом начале суры «Верующие» Аллах описывает их такими качествами, как совершение намаза, оставление пустословия и праздности, выплата заката (обязательного налога в пользу нуждающихся), избегание разврата, соблюдение договоров и обязательств… В конце перечисления вновь упоминается намаз, с которого оно началось. Это и есть вера. Вера мусульманина. Она не заперта в душе и проявляется в делах. Важнейшим из которых является молитва Создателю.

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос