Основа поклонения — откровение

Вопрос: Что означает выражение «Поклонение устанавливается откровением (таукиф)»?

 

Ответ: Хвала Аллаху.

Слова ученых «Поклонение устанавливается откровением» или «Поклонение строится на откровении» означают, что поклоняться Всевышнему можно только такими видами поклонения, которые установлены текстом (Кораном и Сунной). Это те виды поклонения, которые узаконил Всевышний Аллах. Ни один из видов поклонения не является узаконенным без наличия шариатского довода, указывающего на это. Всевышний говорит: «Сегодня Я для вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Коран. 5:3). Всевышний довел до совершенства религию, и то, что не узаконил Всевышний Аллах, не является ее частью. Передается от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не осталось ничего, что приближает к Раю и отдаляет от Ада, кроме как это уже вам разъяснено» (Ат-Табарани «аль-Кабир» 1647. Аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих» 1803).

Это значит, что то, что не разъяснил нам Посланник Аллаха, не является частью религии и не является тем, что приближает к Раю и отдаляет от Ада. Шейх-уль-Ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Исследуя основы шариата, мы узнаем, что те виды поклонения, которые вменены в обязанность и которыми доволен Аллах, установлены велением шариата. Что касается обычаев, которые люди практикуют в своей мирской жизни в силу необходимости в них, то основой в них является отсутствие запрета, кроме тех обычаев, которые запретили Аллах и Его Посланник. Это потому, что веление и запрет устанавливаются Всевышним Аллахом. Поклонение обязательно должно быть установлено повелением совершать его. И если не будет установлено что какое-то действие велено исполнять, то как можно назвать это поклонением? И если не будет установлено, что такой-то обычай является запрещенным, то как можно будет говорить о его запретности? Поэтому имам Ахмад и другие ученые говорили, что акты поклонения (и их формы) определяются только откровением, и узаконенным является только то, что узаконил Всевышний Аллах, иначе мы подпадем под слова Всевышнего: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (42:21). Основой же в обычаях является дозволенность, и здесь запретным является только то, что запретил Аллах, иначе мы подпадем под слова Всевышнего: «Что вы скажете об уделе, который ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а часть – дозволенной?» (10:59). Поэтому Аллах порицает многобожников за то, что они ввели в религию то, что не разрешал Аллах, и запретили то, что Он не запрещал» (Маджмуа фатава. 17-29/16).

Шейх Мухаммад бин Ибрахим, да помилует его Аллах, сказал: «Акты поклонения (и их формы) определяются только откровением. То, что Аллах и Его Посланник узаконили в общем, то таковым и является. А то, что предписано с привязкой ко времени или к месту, то оно будет связано с этим местом и временем» (Фатава ва расаиль Мухаммад бин Ибрахим. 6/75).

Ученые постоянного комитета сказали: «Акты поклонения (и их формы) определяются только откровением. Нельзя говорить, что такое-то поклонение является узаконенным исходя из его основы, количества, внешней формы или места, не имея на то шариатского довода, указывающего на дозволенность» (Фатава аль-Ляджна ад-Даима. 3/73).

Шейх ибн Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Основой в поклонении является запрет и недозволенность. Никому не разрешается поклоняться каким-либо образом Аллаху, если это не узаконено Аллахом либо в Его Книге, либо в сунне Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Если человек сомневается, является ли какое-либо дело поклонением или нет, то основой является то, что это не является поклонением, пока не будет приведен довод о том, что это является поклонением» (Фатава Нур-уль-Дарб. 169/1).

Шейх Салих аль-Фавзан, да сохранит его Аллах, сказал: «Акты поклонения (и их формы) определяются только откровением. Не разрешается совершать что-либо в какое-либо время, в каком-либо месте или в какой-либо форме, кроме как опираясь на то, что указано в откровениях и веление шариата. Любое поклонение, место, время или форма его совершения, на которое нет веления от Всевышнего, является нововведением» (аль-Мунтака мин фатава аль-Фавзан. 16:13).

А Аллах знает лучше.

[Статья подготовлена по материалам фетвы уважаемого шейха Махаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]

 

Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *