Данная статья является переводом работы Мухаммада Ибн Салиха аль-Усаймина, оригинал которой можно прочитать по следующей ссылке: (http://www.alsalafway.com/cms/topic.php?action=topic&id=99).

1) Пятничная молитва не совершается если нет кворума (джамъ), количество которых отличается у разных ученых. Обеденная молитва совершается — индивидуально или коллективно (вне зависимости от количества людей).

2) Пятничная молитва не совершается кроме как в городах и селах. Обеденная молитва совершается в любом месте.

3) Пятничная молитва не совершается путниками. Если даже путники прибыли в город где совершается пятничная молитва, им нет необходимости  совершать ее там. Обеденная молитва совершается как в путешествии так и дома.

4) Пятничная молитва не совершается кроме как в одной мечети населенного пункта, если нет необходимости в увеличении количества джума-мечетей. Обеденная молитва совершается в любых мечетях.

5) Пятничная молитва не восполняется если прошло время ее совершения. Ибо одним из условий пятничной молитвы является установленное для нее время. Вместо этого совершается обеденная молитва. Обеденная молитва восполняется если была пропущена по уважительной причине.

6) Пятничная молитва не обязательна для женщин ибо она является специальной молитвой для мужчин. Обеденная молитва обязательна как для мужчин так и для женщин.

7) Пятничная молитва не обязательна для рабов, кроме определенных обстоятельств и пояснений. Обеденная молитва обязательна как для свободных так и для подневольных.

8) Пятничная молитва обязательна даже для того кто не может присутствовать в ней кроме как на носилках. Обеденная молитва коллективно не обязательна для того кто не может присутствовать в ней кроме как на носилках.

9) Пятничная молитва имеет определенные деяния соблюдаемые до ее совершения — полное купание (гусль), умащение благовониями, облачение в самую красивую одежду и т.д. Обеденная молитва не имеет таких особенностей.

10) В пятничной молитве если был пропущен один ракат, то при присоединении к молитве совершается четырех ракатный обеденный намаз а не джума. В обеденной молитве если пропущен ракат, то при присоединении полностью следуешь за имамом совершив четыре раката, если нет права на сокращение (для путника).

11) Пятничную молитву можно совершить до пересечения солнца зенита (заваль), согласно мнению многих ученых. Обеденную молитву нельзя совершить так, согласно единогласному мнению.

12) В пятничной молитве Сунной является чтение «Фатихи» громко. В обеденной молитве Сунной является чтение «Фатихи» тихо.

13) В пятничной молитве Сунной является чтение конкретных сур — либо суру «Высочайщий» (первый ракат) и «Покрывающее» (второй ракат), либо суру «Пятничный день» (первый ракат) и «Лицемеры» (второй ракат). В обеденной молитве нет такой конкретики.

14) О пятничной молитве в Сунне говорится что за ее совершение есть награда, а за оставление — наказание. Но такого нет в Сунне об обеденной молитве.

15) В пятничной молитве не существует дополнительных ратибат намазов перед ней. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел тому кто совершил пятничную молитву совершать ратибат в четыре раката. В обеденной молитве есть ратибаты до нее и после.

16) Пятничной молитве предшествует две проповеди (хутбы). В обеденной молитве нет проповеди (хутбы).

17) После второго призыва на пятничную молитву тех кто обязан ее совершать — их договора на покупки и продажи считаются не действительными. Договора на покупки и продажи считаются действительными после призыва тех кто должен совершить обеденную молитву.

18) Пятничная молитва если была пропущена в мечети не повторяется в ней или другой мечети. Обеденная молитва если была пропущена в мечети, может повторяться в ней или в другой мечети.

19) Условием действительности пятничной молитвы является разрешение имама — как сказали некоторые ученые. Для обеденной молитвы такого разрешения не требуется.

20) Пятничная молитва по своей награде имеет несколько уровней в зависимости от прихода к ней, когда ангелы сидя у ворот мечети записывают каждого прибывающего. Про обеденную молитву такого не сказано в Сунне.

21) Пятничная молитва не откладывается на позднее время если будет сильная жара. Для обеденной молитвы Сунной является откладывание (ибрад) на позднее время если будет сильная жара.

22) Пятничная молитва не совмещается с послеобеденной (аср) в случаях когда такое совмещение дозволено. Обеденную молитву можно совместить с послеобеденной (аср) если есть уважительные на то причины.

Некоторые ученые подобные отличия привели более тридцати, но они не так однозначны как выше приведенные отличия.


Асад аль-Кудали [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос