Вопрос: 

Каковы этические нормы, которые следует соблюдать при посещении ученых?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

В шариате ученым отведено высокий уровень и почетное положение. Они – наследники пророков, носители шариата, душа уммы и ее жизнь. На них, после Аллаха, надежда уммы.

Поэтому всем мусульманам необходимо проявлять почтение к ним, уважать их и соблюдать этические нормы во всех делах, связанных с ними. Все это собрано в хадисе Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в котором сказано: «Не из нас тот, кто не проявляет уважение к нашим старикам, не проявляет милосердие к нашим детям и не относится должным образом к нашим ученым». Хадис передал имам Ахмад (5\323), а шейх Альбани в книге «Сахих аль-Джами’» (5442) назвал его хорошим.

При посещении ученых необходимо соблюдать особенные адабы, а также общие этические нормы посещения людей. Здесь мы упомянем самые главные адабы, которых будет достаточно для соблюдения этики, почтения и подобающего отношения к обладателям знаний и достоинства:

Первое – это искреннее намерение перед тем, как посетить ученого, чтобы Всевышний Аллах записал это посещение в книгу наших благих деяний, а в ахирате – щедро вознаградил нас за этот поступок.

Лучшее, что может получить человек при посещении ученых – это обучение, усвоение религиозных знаний, приобретение понимания и исправление понятий. Одна из польз посещения ученых заключается в удобном случае, чтобы спросить о непонятных вопросах и сложных проблемах. Если человек, посещающий шейха, объединит это намерение с любовью к Аллаху, любовью к ученым, факихам, праведникам, а также с желанием достичь их степени, то он приобретет много блага и вернется домой, заслужив за свое намерение награду и достоинство. Его посещение будет богослужением, вознаграждение за которое будет уготовано для него Всевышним Аллахом.

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Один человек решил посетить своего брата по религии в другой деревне. Всевышний Аллах отправил к нему ангела, чтобы он встретил его по пути. Когда они встретились, ангел сказал ему: «Куда ты направляешься?» Человек ответил: «Я направляюсь к своему брату в эту деревню». Он спросил: «Есть ли у тебя какое-нибудь дело, из-за которого ты направляешься к нему?» Он ответил: «Нет! Я всего лишь полюбил его ради Аллаха, велик Он и славен!» Тогда он сказал: «Я являюсь посланцем Аллаха к тебе, чтобы сообщить, что Аллах полюбил тебя также, как ты полюбил его ради Него!»» Хадис передал имам Малик, 2567.

А самое худшее, на что может рассчитывать человек, посещая ученых – это получение мирского удела, как известность, показуха или самодовольство, чтобы люди говорили, что он из последователей такого-то имама или такого-то ученого. Также целью может быть приобретения похвалы или тазкии ученого, посредством которой он может получить что-либо из мирского имущества, власти, постов или любых других преходящих мелочей. Что же может быть более мерзким, чем приобретение мирских услад путем дел ахирата, когда прекрасные и благородные качества становятся предметом похоти больных душ?!

Второе – подготовка к посещению определенного ученого путем назначения даты. Время и жизнь ученых расходуются на пути Аллаха, и неожиданный визит может привести к многим неудобствам, нарушив дела и усилия ученого, а он может постесняться отвергнуть визит человека.

Будет очень хорошо, если для визитов будут использованы определенные часы посещения, которые назначают многие ученые, и которые известны его ученикам. Людям, не приобретающим знания, не следует отнимать время ученого, побуждая его назначить определенное время для встречи сверх того, что он назначил, кроме как по сильной необходимости и нужде.

Третье – соблюдение чистоты, элегантности и красивый внешний вид при посещении, соблюдение уважения к научным собраниям и домам ученых.

Четвертое – прибытие вместе с обладателями достоинства, добра и старательными в приобретении знаний, которые знают об этике посещения ученых и о нежелательных вещах при посещении ученого. Нельзя приходить с упрямыми людьми, преследующими корыстные цели, которые ищут ошибки людей и не боятся задевать честь порядочных мусульман. Следует остерегаться сопутствия детей, мешающих и причиняющих неудобства, чтобы они не стали причиной вреда домочадцам ученого. Также стоит учитывать размеры дома, а посещающим ограничить количество посещающих лиц, чтобы не причинить неудобств теснотой и отсутствием мест.

Пятое – соблюдение этических норм при просьбе разрешения. Это такие адабы, как: называние своего имени, трехкратная вежливая просьба разрешить что-либо, не повышая при этом тона голоса. Также не следует сразу становиться перед дверью. Следует вернуться без шума и недовольства, если разрешение не было получено. Сюда относятся и все другие этические нормы, которые соблюдают люди в наши дни.

Ибн Джама’а в книге «Тазкирату с-сами’ уаль мутакаллим» (стр. 143), перечисляя адабы ученика к своему шейху, сказал: «…не следует входить к шейху вне общих собраний, кроме как после разрешения, независимо от того, один шейх в доме или с кем-либо. Если человек попросил разрешения таким образом, что шейх узнал об этом, и он не разрешил ему, то пусть уходит. Пусть не повторяет разрешения войти. А если он сомневается в том, узнал об этом шейх или нет, то пусть не превышает трех раз или трех стуков в дверь или в кольцо двери. Пусть стук в дверь тоже будет с адабом. Сначала пусть постучит ногтями, во второй раз пальцами, а в третий раз немного (постучит) кольцом двери. Если местопребывание шейха будет вдалеке от двери и его кольца, то нет ничего зазорного в том, чтобы постучать сильнее для того, чтобы шейх услышал, но не другие. Если он разрешит войти и посещающих будет несколько, то путь они пропустят самого почтенного и старшего из них для того, чтобы войти и поприветствовать шейха, а потом пусть приветствуют лучшие после лучших.

К шейху следует входить с соответствующим внешним видом, с очищенным телом и одеждой, также как следует постричь ногти, удалить волосы на теле и плохой запах. Так как он намеревается посетить маджлис знаний, а это маджлис поминания Аллаха и собрание для совершения богослужения».

Шестое – соблюдение этических норм маджлиса. Следует стараться достичь совершенства в этике, так как во всем этом содержится проявление высоких нравственных качеств. Поэтому не следует слишком поднимать тон голоса, следует стараться помочь шейху и ответить на его просьбы, соблюдая почтение при обращении к нему. Нежелательно причинять ему неудобства ненужными телефонными разговорами. Желательно, «чтобы место сидения было ниже места ученого, и чтобы он не сидел слишком далеко от него или слишком близко. [Также желательно] освобождать место для студентов, которые хотят присесть, не шуметь в его присутствии, не препираться и не спорить. Не следует начинать речь пока не начал шейх, и заводить разговор о чем-либо в его присутствии без его разрешения, а также начинать разговор после его речи без разрешения. Нельзя злословить о ком-либо (гиба) в его присутствии, заставлять его беспокоиться и садиться в позу, изображающую неуважение и невнимательность. Также не подобает распространять от шейха то, что иногда может выйти от него из нервных поступков или жесткости. Поистине, он тоже является человеком» (цитата из книги шейха Мухаммада Базмуля «Обращение с учеными», стр. 39).

Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Из прав ученого, чтобы ты не задавал ему слишком много вопросов и не заставлял давать ответ, чтобы ты не настаивал на своем, если он ленится, и не тянул его за одежду, если он встает. Никогда не раскрывай его секретов и никогда не сквернословь о ком-либо (гиба) в его присутствии. Если он ошибся, то прими его извинения. Тебе необходимо почитать и уважать его, пока он соблюдает повеления Аллаха! Не садись напротив него, а если он будет нуждаться в чем-либо, то опереди всех в исполнении его нужды!»

Он также сказал: «Из прав ученого на тебя, чтобы ты поздоровался с ним лично, если навестил его, а с другими поздоровался общим приветствием. Садись перед ним, не делай жестов руками и не мигай глазами. Не говори: «Такой-то сказал слова, противоречащие твоим словам!» Не хватай за его одежду и не настаивай на том, чтобы он дал ответ. Его уровень для тебя подобен освежающей пальме, с которой на тебя постоянно что-то падает».

Оба этих предания привел Ибн Абдуль-Барр в книге «Джамиу баяниль ильм ва фадлихи», 1\129,146.

Седьмое – напоследок, посетившему ученого следует относиться к нему с почтением и в его отсутствии. Ведь он почтил его, открыл для него свое сердце и уделил для него время, чтобы принять его. Недопустимо, чтобы ответом на такое отношение было оскорбление или упрек в упущении. Следует поблагодарить его и простить мелкие упущения, если таковые были.

Аллах знает лучше!

По материалам сайта «Ислам: вопрос-ответ».

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос