Что такое истихара?

 

В лексическом значении, истихара — поиск блага в деле. Говорят: «Попроси помощи у Аллаха и Он даст тебе выбор».

В терминологическом значении истихара — поиск выбора, т. е. поиск того, куда приложить старания, которые будут предпочтительными перед Аллахом.
Этой молитве соответствует намаз или дуа, читаемое по поводу истихары.

«Поиск выбора между двумя деяниями, стоящими перед тем, кому нужно выбрать одно из них» (Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатх аль-Бари»)

 

 

Её положение (хукм)

 

Ученые едины во мнении (иджма), что молитва истихара является Сунной. Доводом её законности являются слова, приводимые имамом Аль-Бухари от сподвижника Джабира, да будет доволен им Аллах: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя из Твоей Великой милости…»

 

Когда раб нуждается в намазе-истихара?

 

Раб в земной жизни сталкивается с ситуациями, когда он не знает, как поступить и испытывает сомнения. Когда он нуждается в обращении к Создателю небес и земли, Создателю людей, тогда он может обратиться к Нему, воздев руки и взывая с мольбой о помощи, желая получить ответ на обращение. Он совершает молитву для спокойствия и облегчения дела. Когда он приступает к такому делу как, например, покупка автомобиля, женитьба, устройство на определенную работу, отправление в путешествие, тогда он прибегает к просьбе о помощи.

Шейх уль-ислам Ибн Таймия, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Не пожалел тот, кто попросил о помощи (сделал истихару) Творца, посоветовался с творениями и решился на свое дело». Всевышний сказал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих». (Сура «Семейство Имрана», аят 159). Катада сказал: «Кто бы ни посоветовался с людьми, сделав это лишь ради лика Аллаха, не иначе как будет направлен на самый лучший путь в своем деле». Имам ан-Навави в главе «Истихара (просьба о помощи) и мушавара (консультации с людьми)» сказал: «Истихара с Аллахом, мушавара с людьми, обладающими знанием и благочестием. Ведь человек не совершенен и ошибается. Человек — слабое существо. Его могут сбить с толку разные ситуации, и когда он с этим столкнется, что ему делать?»

 

Мольба намаза-истихара

 

Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, обучал нас молитве истихара, так как обучал нас сурам из Корана, и говорил: «Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата, и потом скажет: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу тебя из Твоей Великой милости, ибо, поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи мне, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим». И сказал: «И пусть укажет своё дело» (Бухари №1166).

 

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ، وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلاَ أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلاَ أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ. اَللَّهُمَّ إِنْ كنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ — وَيُسَمَّى حَاجَتَهُ- خَيرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لِيْ ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ، وَإِنْ كنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِيْ عَنْهُ وَاقْدُرْ لِيَ الْخَيرَ حَيْثُ كانَ ثُمَّ أَرْضِنِي بِهِ

 

«Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакдирукя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюби! Аллахумма, ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь человеку следует сказать, что он намерен сделать) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи.»

 

Способ совершения намаза-истихара

 

1) Сделать омовение для намаза.

2) Необходимо сделать намерения для намаза-истихара прежде чем начать его.

3) Совершить два рака’ата. Сунной является чтение в первом рака’ате после «Фатихи» суры «Кяфирун», а во втором после «Аль-Фатиха» суру «Ихляс».

4) В конце намаза произнести салям.

5) После саляма поднять руки с покорностью к Аллаху, осознавая Его величие и могущество, сконцентрироваться на дуа.

6) В начале дуа произнести слова восхваления и возвеличивания Аллаху, затем произнести салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Будет лучше, если произнести салават Ибрахиму, мир ему, так, как он произносится в ташаххуде:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кяма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим. Ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кяма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим. Филь ‘алямина иннакя Хамиду-м-Маджид!» или любой другой выученной формой.

7) Затем прочесть дуа-истихара: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и укрепить меня Твоим могуществом…» до конца.

8) После произнесения слов «… если Ты знаешь, что это дело », нужно назвать свою цель. Например: «… если Ты знаешь, что это дело (мое путешествие в такую то страну или покупка автомобиля или женитьба на дочери такого-то и т. д.) — затем завершить дуа словами «… что это дело будет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей)». Эти слова повторяются дважды – там, где говорится про благой и нехороший исход: «… А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей) …»

9) Затем прочитать салават Пророку, мир ему и благословение Аллаха, как и до этого и салават Ибрахиму, мир ему.

10) На этом намаз-истихара завершается, исход дела остается за Аллахом, а за человеком – упование на Него. Самому стоит устремиться к своей цели и отбросить всякие мечты и все что гнетет и одолевает. Не стоит отвлекаться на все это.

Нужно устремиться к тому последнему, в чем увидел добро.

 

Сужда
Сужда

Пути поиска помощи (истихары)

 

Путь первый: поиск помощи у Господа миров, который знает что происходит, что произойдет, чему не быть и чего не миновать.

Путь второй: Консультация со знающими, порядочными и надежными мусульманами. Всевышний Аллах сказал: «… и советуйся с ними о делах» (Сура «Семейство Имрана», аят 159).

Вот обращение к пророку, мир ему и благословение Аллаха, в котором Всевышний Аллах сказал: «… Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Сура «Семейство Имрана», аят 159). Несмотря на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был самым знающим среди людей, тем не менее он все равно советовался со своими сподвижниками в сложных делах. Также и его праведные халифы держали совет с людьми, обладающими знаниями и благочестием.

 

Что делать в начале: советоваться или искать помощи (истихара)?

 

У ученных есть разные мнения о том, что является первоочередным — советоваться или искать помощи (истихара)? Достоверно, как установил шейх Ибн Усаймин, да смилостивится над ним Аллах, в комментариях к книге «Сады праведных»», что сначала нужно сделать истихару, согласно словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто из вас будет озабочен делом, то пусть сделает два рака’ата…». Затем, после совершения истихары трижды, если не было открыто, что делать, нужно посоветоваться с верующими. А затем, принять то, что посоветовали.

Мы говорим, что истихара делается три раза, потому что таков был обычай пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он делал дуа, он это повторял его трижды.

Некоторые ученые сказали, что «человек повторяет намаз столько, сколько понадобится, чтобы ему открылось какое из двух дел лучшее».

 

Условия испрашивания совета. Личность, с кем нужно советоваться

 

1) Чтобы он был компетентен, имел опыт в делах, уравновешенным, скрупулезным и неторопливым.

2) Чтобы он был благочестивым в религии, потому что тот, кто не религиозен, тот не достоин доверия. Как говорится в хадисе от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет веры у того, кому нет доверия и нет религии у того, у кого нет никаких обязательств»». Все потому, что человек, к которому нет доверия, может без труда прибегнуть к вероломству, да убережет нас Аллах от этого. Советоваться следует о том, в чем есть вред или о том, в чем нет добра. И тогда от вреда можно пострадать лишь настолько, насколько предопределено Аллахом.

 

Деяния, которые надо соблюдать и на которые надо обращать внимание

 

1) Приучи себя к истихаре в каждом деле, каким бы незначительным оно ни было.

2) Усвой, что Всевышний Аллах направит тебя к тому, что будет лучше. Будь уверен в этом во время дуа и размышления о нем и пойми эту великую мысль.

3) Не действительно истихара, прочитанная после ратибатов обязательных (фард) намазов. Напротив, необходимо чтобы это были два отдельных рака’ата, прочитанных специально для истихары.

4) Если ты желаешь сделать истихару после добровольных ратибатов, намаза-духа или других навафиль-намазов, то это дозволено, но с условием, что намерение сделано до вступления в намаз. А если же ты начал намаз, и не сделал намерение на истихару, то это не правильно.

5) Если тебе понадобилось сделать истихару в запретное для молитвы время, то потерпи до того пока это время пройдет. А если дело может завершиться до того, как закончится запретное время, то соверши намаз в это время и испроси помощи (истихару).

6) Если тебя от намаза отделяет запрет на совершение намаза (как например менструация у женщин), то следует подождать пока пройдет причина запрета. А если дело может завершиться до того, как закончится запретное время, а дело не терпит отлагательств, то следует попросить помощи (истихару) только прочитав дуа, не совершая намаз.

7) Если ты не выучил наизусть дуа-истихара, то можешь прочитать ее с листа. Но лучше будет выучить.

8) Разрешено прочитать дуа-истихара до завершения молитвы, до саляма после ташаххуда. Также как разрешено ее прочесть после намаза.

9) Если ты испросил помощи (истихару), то претворяй желаемое и будь последовательным в этом. Не стоит обращать внимания на сны и подобные вещи.

10) Если для тебе ситуация не прояснилась, то можно повторить истихару.

11) Не добавляй к дуа-истихара ничего и не убавляй из неё ничего. Соблюдай точно рамки текста.

12) Не позволяй своим страстям управлять собой в том, что ты изберешь. Возможно, что наиболее правильное решение заключается в том, что противоречит твоему желанию (как например, в женитьбе на дочери такого-то или покупки понравившейся тебе машины и т. д.). Более того, человеку, совершившему истихару нужно оставить свой личный выбор. Иначе в чем смысл поиска помощи у Аллаха? Он будет не до конца искреннен в своем обращении (дуа).

13) Не забудь посоветоваться со знающими и благочестивыми людьми. Объедини свою истихару и консультацию.

14) Не просит помощи (истихару) один за другого. Однако, очень возможно, когда мать взывает к Аллаху за своего сына или дочь чтобы Аллах избрал для них благое — в любое время и в любом намазе, в двух положениях:

первое — в земном поклоне
второе — после ташаххуда, салавата за посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха в форме салавата за Ибрахима, мир ему.

15) Если есть сомнение в том, было ли намерение на истихару и после того, как намаз уже начался, стало ясно, что намерения не было, а он уже в намазе, то делается намерение на общий намаз. А затем, совершается отдельный намаз для истихары.

16) Если дел много, правомерно ли совершить один намаз за все дела или для каждого дела свое истихара?
Ответ: правильнее и лучше для каждого дела делать отдельную истихару. Но если их совместить, то в этом не будет ничего плохого.

17) Нет истихары в нежелательных делах, не говоря уже о запретных.

18) Запрещено делать истихару на четках или Коране (как это делают шииты), да наставит их Аллах. Истихара делается только разрешенным способом — намазом и дуа.

 

Польза

 

Абдулла ибн Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, сказал: «Человек может попросить помощи (сделав истихару) у Аллаха и Он ему укажет на выбор. Но он гневается на своего Господа и не ждет, каков же будет исход. В любом случае он ему уже начертан».

В «Муснаде» содержится хадис от Саида ибн Абу Ваккаса, да будет доволен им Всевышний Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Счастьем сына Адама является возможность прошения о помощи (истихара). Счастьем сына Адама является довольство его предопределением от Аллаха. Несчастьем сына Адама является оставление истихары. Несчастьем сына Адама является гнев на предопределение Аллаха».

Ибн аль-Кайим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Кто верит в предопределение, тому достаточно двух дел: истихары до него и довольства после«.

Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Мне не важно, в каком положении я окажусь: с тем, что мне будет нравится или с тем, что не нравится. Все потому, что я не знаю в чем благо — в том, что мне нравится или в том, что мне ненавистно».

О раб мусульманин! Не придавай значения нахлынувшему недовольству и случившимся бедствиям. Возможно в том, что тебе не нравится, есть твой успех, и возможно, в деле, которое тебе нравится — твоя погибель. Всевышний Аллах сказал: «… Быть может вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Сура «Корова», аят 216).

Шейх уль-ислам Ибн Таймия сказал: «Не пожалел тот, кто попросил помощи (истихара) у Создателя, посоветовался с творениями и был стойким в делах».

 

Да направит тебя Аллах к тому, в чем есть благо и добро!

Мир и благословение Аллаха нашему пророку, его семье и всем сподвижникам.

 

Источник: http://www.saaid.net/bahoth/41.htm

 

Асад аль-Кудали [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос