Вашему вниманию предлагается ответ шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида, да сохранит его Аллах, с сайта islamqa.info.
Вопрос:
Моя соседка – американская христианка. Она и ее семья сделали мне подарок на рождество, и я приняла его, чтобы не обидеть их. Могла ли я принять их подарок, как и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принимал подарки от неверующих?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Первое: Основой является то, что от неверующих можно принимать подарки для сближения их с собой и побуждения к принятию Исламу, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принимал подарки от некоторых неверующих, как, например, от правителя египетских коптов и других.
Аль-Бухари назвал одну из глав своего сборника достоверных хадисов «Глава о принятии подарков от многобожников», и привел хадисы: передается от Абу Хурайры, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что во время своего переселения Ибрахим пришел с Сарой в одну деревню, в которой находился один из тиранов, подаривший ей Хаджар; также Пророку, мир ему и благословение Аллаха, была подарено отравленное баранье мясо; Абу Хумайд сказал, что один из царей подарил Пророку, мир ему и благословение Аллаха, белого мула и плащ и привел историю о том, как иудей подарил Пророку, мир ему и благословение Аллаха, отравленное баранье мясо.
Второе: Мусульманину дозволяется делать подарки неверующим и многобожникам для сближения их с собой и побуждения к Исламу, особенно, если это родственники или соседи. Умар, да будет доволен им Аллах, подарил своему брату язычнику в Мекке халат (Аль-Бухари, 2619).
Однако не разрешается делать подарки неверующим в дни их праздников, так как это расценивается как признание их ложных (выдуманных) праздников и соучастие в них. А если этот подарок будет подспорьем для праздника, как еда, свечи и тд, то запрет еще больше усиливается, а некоторые ученые посчитали это неверием.
Аз-Зайля’и пишет в «Табйин-уль-хакаик» (6/228) (ханафитская книга): «Подношения на Навруз и Махраджан не разрешены». То есть подарки во имя этих двух праздников запретны и даже являются неверием. Абу Хафс аль-Кабир, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек поклонялся Аллаху пятьдесят лет, а потом на Навруз подарил некоторым язычникам яйцо, этим самым возвеличивая этот день, то он станет неверующим и все его дела будут ничтожными». Автор книги «Джами’-уль-асгар» пишет: «Если один мусульманин сделает другому мусульманину подарок в день Навруз не желая этим самым возвеличивать этот день, но сделал это по обычаю (у них есть обыкновение делать друг другу подарки), то в этом случае он не становится неверующим, однако не следует делать подарки именно в этот день, а в день до или после, чтобы не уподобляться этому народу. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них»». Также говорится в «Джами’-уль-асгар»: «Человек купил в день Навруз что-то, чего не покупал ранее. Если он это сделал, чтобы возвеличить этот день, как это делают многобожники, то он стал неверующим. Если же он просто хотел это поесть, попить или насладиться, то нет».
В книге «Ат-Тадж ва-ль-иклиль» (4/319) (маликитская книга) говорится: «Ибн аль-Касим считал порицаемым давать христианам плату в день их праздника и иудеям преподносить пальмовые листья в их праздник».
В «Аль-Икна’» (ханбалитская книга) говорится: «Запрещается присутствовать на праздниках иудеев и христиан, продавать им в этот день и делать подарки на их праздник».
Тем более нельзя мусульманину делать подарки мусульманину по случаю этих праздников, как об этом ранее было сказано со слов ханафитов. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах сказал: «Если мусульманину на эти праздники преподнесут подарок, который не делали в обычные дни, то он не принимается, особенно, если этим подарком он будет уподобляться им (неверующим), например, если дарят свечу и ему подобное на Рождество, или яйцо, молоко или овцу в «Малый четверг» в конце их поста. Также и мусульмане не должны делать подарки по случаю этих праздников, особенно, если этим самым они будут уподобляться им, как мы об этом уже упомянули» («Иктидау-с-сыратиль-мустаким», 1/227).
Третье: Что касается принятия подарка от неверующего в день его праздника, то это не запрещено и не считается соучастием в этом празднике и признанием его. Он принимается как проявление доброты, с целью приблизить его к себе и призыва к Исламу. Аллах дозволил проявление доброты и справедливости по отношению к неверующим, которые не сражаются с мусульманами: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Коран. 60:8).
Однако доброта и справедливость не означает любовь и привязанность. Нельзя проявлять любовь и привязанность к неверующим и нельзя брать их близкими друзьями.
Всевышний сказал:
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (Коран. 58:22);
«О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам» (Коран. 60:1); «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!» (Коран. 3:118);
«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (Коран. 11:113);
«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Коран. 5:51), а также и другие доказательства, указывающие на запретность дружбы и любви к неверующим.
Шейх-уль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Что касается принятия от них подарков во время их праздников, то мы уже говорили о том, что Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, принял подарок, который ему сделали на Навруз.
Передал Ибн Абу Шайба, что одна женщина спросила Айшу: «У нас есть кормилицы огнепоклонники, которые делают нам подарки во время своих праздников. Как нам поступать?» Айша, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Не кушайте мясо, которое они принесли в жертву на этот день, и кушайте плоды и фрукты, которые они собрали со своих деревьев».
Также передается от Абу Барза, что у него были жильцы огнепоклонники, которые делали ему подарки на Навруз и Махраджан и он говорил своей семье: «Кушайте их фрукты и возвращайте остальное».
Все это указывает на то, что праздники не делают запретным принятие от них подарков. Положение подарков в праздники и в обычные дни одинаковое, потому что в этом нет поддержки в их празднествах».
Затем Ибн Таймия, да помилует его Аллах, дает пояснение, что мясо от людей писания является дозволенным, если только оно не было зарезано по причине их праздника: такое мясо кушать нельзя. «Разрешается кушать еду людей писания во время их праздников, была ли она куплена или получена в подарок и т.д., кроме мяса, зарезанного для этого праздника. Что касается мяса огнепоклонников, то его положение общеизвестно – оно запретно. А что касается мяса от людей писания, которое они резали на свои праздники не для приближения к Аллаху, то это противоположность тому, что мусульмане приносят свои жертвы для приближения к Аллаху, как, например, они приносят жертву Исе и Венере. От Ахмада передается два мнения по этому вопросу и самым распространенным в его текстах является мнение о не дозволенности кушать такое мясо, даже если во время заклания не произносилось чье-либо имя кроме Всевышнего Аллаха. Запрет на это передается от Айши, Ибн Умара…» («Иктидау-с-сыратиль-мустаким», 1/251).
Резюмируя ответ скажу, что вы можете принять подарок от вашей соседки христианки во время их праздника при следующих условиях:
1. Чтобы это не было мясом, принесенным в жертву по случаю праздника;
2. Чтобы это не был подарок, которым вы уподобитесь им в их празднике, как свечка, яйцо, пальмовая ветвь и тому подобное;
3. Принятие этого подарка должно сопровождаться разъяснением своим детям вероубеждения мусульман и вопроса «аль-валя ва-ль-бара» к немусульманам, чтобы в их сердцах не появилась любовь к этому празднику и привязанность к дарителю;
4. Чтобы подарок принимался с целью приблизить ее к себе и призыва к Исламу, а не по причине любви и привязанности.
Относительно подарков, которые нельзя принимать, то этот отказ должен сопровождаться разъяснением его причины. Например, сказать: «Мы не принимаем ваше мясо, потому что оно принесено в жертву к вашему празднику и нам не разрешается его кушать»; или «Такие вещи делают те, кто празднует этот праздник, а мы его не празднуем, так как он не узаконен в нашей религии и они содержат в себе верования, которые мы считаем неправильными» и другими подобными словами, которые станут началом для призыва к Исламу и разъяснением опасности неверия, в котором они находятся.
Мусульманин должен гордиться своей религией, исполняющим ее предписания, а не оставляющим их стыдясь кого-то или желая кому-то понравиться. Поистине, Аллах более достоин того, чтобы Его стеснялись.
Также для пользы ознакомьтесь с ответами на вопросы 947 и 13642.
А Аллах знает лучше.
Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе