Как-то маленький и любопытный Ахмад пришел к своему отцу Мухаммаду с вопросом.
Ахмад: Папа, знаешь, что мне сегодня рассказал мой друг Али в школе?
Отец: И что же, сынок?
Ахмад: Сегодня мы как обычно после школы пошли в мечеть, чтобы совершить молитву. После намаза я начал разговаривать с другим нашим одноклассником, и Али, увидев нас, сделал мне замечание. Он сказал, что разговаривать о мирском в мечети – харам, потому что пророк Мухаммад об этом сказал. Это правда, папа?
Отец: Хм…Интересный случай. Но, во-первых, помнишь, что я учил тебя всегда говорить после имени пророка такую формулу, как «да благословит его Аллах и да приветствует». А на арабском это будет «Солля Ллаху алейхи уа саллям». Так что не забывай, Ахмад!
Ахмад: Извини, папа. Я забыл. Солля Ллаху алейхи уа саллям!!!
Отец: А во-вторых, это вовсе не хадис, потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, разговаривал в мечети о мирском, и поэтому это дозволено. Твой друг Али, ошибся. Впрочем, в наши дни многие ошибаются и нередко приводят вымышленные хадисы. Это связано с тем, что изучение науки хадисоведения среди мусульман ослабло, и многие вымышленные хадисы попали в наш обиход.
Ахмад: А разве есть такая наука как хадисоведение, папа?
Отец: Конечно, есть, сынок. И это очень даже интересная наука.
Ахмад: Расскажи мне о ней, папа. Может быть, когда я вырасту, я тоже стану заниматься хадисоведением.
Отец: С удовольствием, сынок. Ну-ка, присаживайся поудобней и слушай. Начнем сначала. Хадисоведение связано с хадисами, а это то, что относится к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, из слов, деяний, подтверждений и описаний его качеств. А само хадисоведение – это наука об основах и правилах позволяющих определить приемлемость или неприемлемость иснада и матна хадиса. Иснад — это цепочка передатчиков, а матн – сам текст хадиса. Тяжело, сынок?
Ахмад: Нет, вроде пока все понятно, папа.
Отец: Хорошо. Идем дальше. Хадисы, с точки зрения их достоверности или слабости, делятся на три вида: достоверные, хорошие и слабые. Достоверным хадис может считаться в том случае, если он содержит в себе пять условий. Это: непрерывность иснада, добросовестность передатчиков, их точность, отсутствие отклонений (шазз), отсутствие недостатков (‘илля). Если хадис соответствует всем этим требованиям, то он достоверный.
Ахмад: А есть ли книги, в которых собраны достоверные хадисы, папа?
Отец: Конечно. Самыми известными сборниками достоверных хадисов считаются сборники Аль-Бухари и Муслима.
Ахмад: Бухари и Муслим?! Я много слышал об этих книгах!
Отец: Это самые первые и самые известные книги, которые вобрали в себя только достоверные хадисы. Вся мусульманская умма приняла две эти книги. Кроме них есть также и другие книги, авторы которых хотели собрать в них достоверные хадисы, но в них попали и хорошие, и даже слабые хадисы. Это такие книги как: «Сахих» Ибн Хиббана, «Сахих» Ибн Хузеймы, Мустадрак аль-Хакима и т.д.
Ахмад: А что насчет хороших хадисов, папа?
Отец: Хороший хадис почти такой же, как и достоверный, вот только точность передатчиков в его иснаде не такая сильная, как у достоверного. Здесь она слабее. Это именно та причина, которая снижает его на уровень хорошего. Но хорошие хадисы мы тоже берем в нашей религии, даже, если они и ниже уровнем, чем достоверные хадисы. Что же касается книг, в которых собраны хорошие хадисы, то их большое количество. Они встречаются почти во всех книгах хадисов. Как, например, «Муснад» имама Ахмада или «Джамиъ» имама Ат-Тирмизи.
Ахмад: А теперь расскажи о слабом хадисе, папа!
Отец: Не спеши, сынок! Ты все успел запомнить, что я тебе рассказал? Ну-ка, вспомни все быстренько про себя! Вспомнил? Хорошо! Теперь идем дальше!
Что касается слабого хадиса, то тут все очень легко. Все хадисы, которые не соответствуют условиям достоверного и хорошего хадиса, являются слабыми. К примеру, если отсутствует непрерывность цепочки, то этот хадис будет слабым. Успеваешь, все запоминать?
Ахмад: Да, папа. Это очень интересно!
Отец: Прежде чем рассказать подробнее о слабых хадисах, которые разделяются на множество категорий, я расскажу тебе вот еще о чем. С точки зрения того, как до нас дошли те или иные хадисы, они разделяются на две группы: 1) Если хадис передается очень многими путями, то он относится к категории хадисов, именуемых мутаватир. 2) Если хадис передается небольшим количеством путей, как правило, это один, два или три, то он относится к категории хадисов, именуемых ахад. Категория ахад тоже делится на три части. Это: гариб, азиз и машхур, но о них ты прочитаешь подробнее в книгах, когда станешь взрослым.
Ахмад: Понятно, папа. Ну же, расскажи поскорее о видах слабых хадисов!
Отец: Не спеши, Ахмад, не спеши! Старайся все запоминать потихоньку. И повторять не забывай!
Ахмад: Хорошо, папа. Я слушаю.
Отец: У слабого хадиса очень много разновидностей. Из них есть те, у которых есть свое название, и есть даже те, у которых своего названия нет. Мухаддисы по-разному разделили их. Некоторые на 63 вида, некоторые на 129 видов, что, в общем-то, всего лишь разделение, которое вряд ли часто будет попадаться тебе. Если коротко рассказать о видах слабых хадисов, то можно упомянуть следующие: Мурсаль, Мункъатиъ, Муъдаль, Муаллякъ, Мудалляс, Шазз, Мункар, Мудтариб, Мудрадж, Макълюб, Муалляль, Мавдуъ и другие. А о последнем из них мы поговорим подробнее.
Ахмад: О хадисе мавдуъ?
Отец: Да сынок, именно о нем. «Мавдуъ» означает «вымышленный». Вымышленных хадисов очень много. Их больше двенадцати тысяч! «Мавдуъ» называют все хадисы, которые не исходят от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, словом, делом, подтверждением или отнесено к нему ошибочно или специально, по незнанию или для козней. Часто бывает так, что выражение, которое считается хадисом, оказывается словами мудрецов, поэтов или поговорками. Но бывает и так, что люди специально выдумывают ложные слова и приписывают их посланнику Аллаху, мир ему и благословение Аллаха, что является очень большим грехом. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто намеренно возведет на меня ложь, пусть приготовит себе место в Аду». Из этого становится ясно, что это харам.
Ахмад: А почему люди выдумали хадисы? Какие могут быть причины у этого злодеяния?
Отец: Причин много и я расскажу тебе о большинстве из них.
Первая причина – это политические разногласия. Это было первой причиной выдумывания ложных хадисов, после смерти халифа Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах. И первым, о чем начали выдумывать хадисы, было превосходство личностей. Некоторые выдумали хадисы об Али, некоторые об Абу Бакре, да будет доволен Аллах ими обоими, из своих политических соображений. Как, например, ложный хадис «Али лучший из людей, а кто отвергнет это, тот кафир».
Вторая причина – это вражда с Исламом. Это все измышления придуманные еретиками, иудеями, огнепоклонниками и другими врагами Ислама, которые старались разрушить нашу религию своими кознями. Они придумали множество хадисов, связанных со Всевышним Аллахом, ангелами, пророчеством, Раем, Адом и многими другими аспектами нашего вероубеждения.
Третья причина – это фанатизм, по отношению к племени, местности или языку. Фанатизм часто постигает людей, и это заставляло их в прошлом выдумывать хадисы, в которых они возвеличивали свои страны и унижали другие страны и языки. Так неарабские народы придумали много хадисов, унижающих арабов. Как, например, ложный хадис: «Когда Аллах гневается, он ниспосылает откровение (вахью) на арабском языке, а когда Он бывает доволен, то на персидском». И это очередная ложь.
Четвертая причина – это истории для запугивания и вдохновения. Многие люди, для того, чтобы выступать перед другими и заставлять их плакать на своих маджлисах, выдумали ложные хадисы. Все они не боялись Аллаха и выдумывали ложные хадисы, возводя их к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Пример этого — ложный хадис: «Если кто скажет Ля иляха илля Ллах, то Аллах сотворит из каждого слова птицу, клюв которой будет из золота, а перья — из жемчуга».
Пятая причина – догматические и межмазхабные разногласия. Невежды и философы для того, чтобы поддержать свой мазхаб или свои убеждения, нередко подкрепляли их ложными хадисами. Как, например, ложный хадис: «Кто поднимет руки в молитве, то нет у него молитвы (т.е. она нарушается)».
Шестая причина – с целью вдохновения людей. С такой целью выдумали хадисы многие праведники и аскеты. Этим они хотели заставить людей больше поклоняться Всевышнему Аллаху и услужить религии. Когда им говорили, что это запрещено, и что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто намеренно возведет на меня ложь, пусть приготовит себе место в Аду», они говорили, что лгут не на него, а ради него. Это произошло из-за их сильного невежества в религии и является запретным.
Седьмая причина – приближение к султанам и правителям. Ради того, чтобы приблизиться к правителям, многие люди придумывали хадисы, чтобы угодить им в их делах и обратить на себя внимание.
Надеюсь, ты все запомнил, Ахмад?
Ахмад: Да, папа. А есть какие-нибудь признаки, по которым можно определить ложные хадисы?
Отец: Конечно, сынок. Ученые указали на признаки ложных хадисов. Среди них: Признание самого лжеца, неправильный смысл, противоречие Корану или достоверной Сунне и другие.
Ахмад: Папа, а расскажи мне о книгах, в которых собраны ложные хадисы. Ведь есть такие книги?
Отец: Есть, сынок. Из них можно выделить следующие: «Тазкиратуль мавдуат» — автор Хафиз Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси, «Аль Мавдуат» — автор имам Абу-ль Фарадж Ибн аль-Джаузи, «Аль Маснуъ фи маарифатиль хадис аль мавдуъ» — автор мулла Али аль Кари, и много других книг.
Ахмад: Наука хадисоведения очень интересная, папа. Когда я вырасту, я обязательно займусь этой наукой!
Отец: ИншаАллах!
Этой истории не было на самом деле, но посредством нее я хотел в легкой форме объяснить основы хадисоведения. Надеюсь, что Всевышний Аллах не сочтет это ложью.
Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе