prioriteti

 

Рассматривая различные сферы нашей жизни, мы можем увидеть серьёзные нарушения в понимании приоритетов. Их можно найти в самых разных слоях нашего общества. Например, искусство и развлечения выглядят для нас более приоритетными, чем наука и образование.

 

У молодёжи физическое развитие приоритетнее интеллектуального. Иногда кажется, что у нашей молодёжи вообще нет других забот помимо спорта. Стоит вспомнить о том, что человек является человеком не благодаря лишь телу, в первую очередь он является человеком благодаря разуму и душе.

 

Абу-ль-Фатх аль-Басти писал (перевод с арабского):

О слуга тела, сколь ты стремишься в услужение ему,

Ищешь выгоды там, где только лишь потери,

Обратись к душе и совершенствуй же её,

Ведь человек ты душой, а не лишь только телом.

Сегодня же мы видим, что современное представление человека о себе – это тело и мышцы.

 

Главными темами среди молодёжи часто становятся футбольные трансферы, какой клуб кого и почём купил… В нашей республике это, как правило, новости с чемпионатов по вольной борьбе, а в последние несколько лет её в этой части переплюнули бои без правил (ММА).

 

Известные и популярные люди – это не учёные, не писатели, не мыслители. Это сплошь деятели искусства и спортсмены. Телевидение, газеты, журналы – без устали рассказывают об их жизни и поступках. Когда кто-нибудь из них умирает, все СМИ говорят об этом. Когда же умирает учёный, писатель или мыслитель, практически никто этого не ощущает.

 

Также мы видим перекосы в области финансирования тех или иных сфер. Так, в спорт, СМИ или искусство вкладываются громадные средства, в то время как такие важные для общества сферы, как образование и медицина страдают от недофинансирования. Ибн Мукафаа когда-то сказал: «Я ни разу не видел расточительства, которое не ущемляло бы чьи-то права».

 

 

Нарушения в понимании приоритетов…

 

 

…просматриваются в самых разных слоях общества. Они касаются как нерелигиозных людей, так и соблюдающих мусульман. Причина заключается в отсутствии правильного понимания и знания ислама и его основ.

 

Благодаря знаниям мы можем отличить ложь от истины, правильное от ошибочного, законное от незаконного, дозволенное от недозволенного – будь это поклонение, нравственность, семейная жизнь или же финансовые отношения.

 

Знания с точки зрения шариата придают делам ценность и значимость. Зачастую именно те, кто лишён света знаний, стирают границы между поступками, так, что их нельзя различить. И часто приходится сталкиваться с тем, что эти люди погружаются во второстепенные вопросы и пренебрегают основными. Иногда один и тот же поступок может быть первостепенным, а в другое время – второстепенным, но из-за недостатка знания они не в состоянии это различить.

 

Шейх Юсуф аль-Кардави пишет: «Я знаю около сотни очень хороших, искренне верующих мусульман в Катаре и других странах Персидского залива, совершающих обряд хаджа каждый год. А некоторые из них делают это уже на протяжении сорока лет подряд. Однажды, зная о сложной обстановке в Индонезии по причине деятельности миссионерских организаций, я предложил им отказаться от совершения хаджа и умры в этом году, а сэкономленные деньги потратить на помощь мусульманам Индонезии. Сто человек – расходы каждого составляли примерно пять тысяч долларов. В общей сумме около полумиллиона долларов – этого достаточно для начала большого проекта. Если начать эту деятельность и объявить об этом, за ними последовали бы и другие, и награда досталась бы первым, как положившим начало хорошему делу.

 

Но уважаемые братья ответили мне следующее: “Когда приближается время хаджа, мы чувствуем такое сильное желание вновь присутствовать в этих святых местах и ощутить духовное насыщение и всепоглощающую радость, что не в состоянии с ним бороться”.

 

Если бы у мусульманина было правильное понимание религии и понимание приоритетов, то он бы чувствовал душевную радость и духовное насыщение каждый раз, когда на средства очередного хаджа мог бы помочь другим мусульманам: накормить голодного, излечить больного, обучить безграмотного, обеспечить работой нуждающегося и совершить множество других полезных для общества дел».

 

 

Ошибки молодёжи

 

 

Иногда приходится встречать молодых искренних людей, успешно учившихся на различных факультетах, но оставивших учёбу из-за занятости исламским призывом, работы при мечети, в духовном управлении и т.п. А ведь работа по их специальностям не менее важна и, вообще, относится к коллективной обязанности мусульманской общины. Они могут сделать свою работу поклонением, если будут исполнять её профессионально, с искренними намерениями, соблюдая нормы ислама.

 

Если же все мусульмане будут оставлять свои профессии, кто будет соблюдать интересы мусульман? Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был послан Всевышним с миссией ислама, его сподвижники занимались самыми различными видами деятельности, и ни от кого из них Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не потребовал сменить профессию и заняться чем-то другим, например, призывом. Они занимались каждый своим ремеслом как до переселения в Медину, так и после этого.

 

Также приходится встречать верующую молодёжь, которая сурово относится к родителям и родственникам и с излишней жёсткостью относится к другим мусульманам из-за того, что они не исполняют какие-то из повелений Всевышнего или совершают греховные поступки. Но они забывают, что Всевышний Аллах предписал хорошее отношение к родителям, даже если они являются многобожниками. Аллах говорит в Коране: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путём тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили» (сура «Лукман», аят 15).

 

 

Заключение

 

 

Ошибки, совершённые мусульманами во время упадка общины, к сожалению, совершаются и по сегодняшний день. И одна из главных таких ошибок – оставление многих коллективных обязанностей общины – фард аль-кифая. Таких, как получение образования должного уровня, а также научно-техническое развитие. Аллах говорит в Коране: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (сура «Семейство Имрана», аят 110). Сегодня мусульмане обязаны в крайней степени заботиться о причинах, которые помогут им соответствовать этому аяту Корана.

 

 

Ислам Абдуллаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос