«Куст “татарина” (репей – Прим. автора) состоял из трёх отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красными, теперь же были чёрными. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный чернозёмной грязью, всё ещё торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но всё-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он всё стоит и не сдаётся человеку, уничтожившему всей братии кругом его.

“Экая энергия! – подумал я. – Всё победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот всё не сдаётся”» (Л. Толстой «Хаджи-Мурат»).

Ещё со школы я задавался вопросом: почему в школьных учебниках по истории Кавказской войне выделялось полтора параграфа, хотя она длилась полвека? К слову сказать, куда менее значительным как по важности, так и по последствиям для истории России событиям уделялось больше учебного материала и времени.

Вполне возможно, что таким образом государство пыталось вымыть из памяти горских народов этот внушительный и такой неудобный общественно-политический отрезок времени. Попытки затмить эти события забиванием мозга изучением реформаторского движения Яна Гуса в Чехии или якобинской революции во Франции не возымели действия. Кавказцы на генетическом уровне помнят события тех времён. Да, помнят не все и не всё, но имена героев и важные эпизоды известны.

Вместо того чтобы оставить эту историю открытой для всех, чтобы изучать её, извлекать из неё уроки и выводы, государство попыталось законсервировать полвека жизни целых народов. В результате этого стали проявляться сильные перегибы в сознании людей. С одной стороны, отсутствие доступных исторических источников, пробел в знаниях и полный информационный вакуум в части периода Кавказской войны 1817–1864 гг. приводит сознание простого кавказца к гипертрофированным, абстрактным формам, которые, к сожалению, могут перейти в бытовую ненависть по отношению к русским как к народу. С другой стороны – само государство ошибочно предпочитает наступать на одни и те же грабли, без учёта плачевного исторического опыта.

Сегодня мы можем наблюдать прямые параллели тех событий XIX века с тем, что происходит в наши дни на Кавказе. Только имена действующих лиц другие. Государство должно понимать, что невозможно силовыми методами изменить ту ситуацию, которая сложилась сегодня на Кавказе.

 

Расул абу Асад [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос