Вашему вниманию предлагается ответ шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида, да сохранит его Аллах, с сайта islamqa.info
Вся хвала принадлежит Аллаху!
Учёные единогласны в том, что умра является желательным поклонением и обладает особенностью. Однако относительно обязательности малого хаджа есть разногласия среди учёных. Два имама – Абу Ханифа и Малик, а также это мнение поддержал шейху-ль-ислям Ибн Таймия, да будет доволен ими Аллах, посчитали, что совершение умры является желательным, а не обязательным.
Свои слова они аргументировали хадисом, который приводит Джабир, да будет доволен им Аллах, что Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили об обязательности малого хаджа (умра), и он ответил: «Нет (он не обязательный), но если вы будете совершать малый хадж, то это будет лучше для вас».
Однако этот хадис является слабым. Таковым его посчитали имам Аш-Шафии, Ибн Абду-ль-Барр, Ибн Хаджар, Ан-Навави, аль-Албани и другие.
Имам Аш-Шафии, да помилует его Аллах, сказал:
هُوَ ضَعِيفٌ , لا تَقُومُ بِمِثْلِهِ الْحُجَّةُ , وَلَيْسَ فِي الْعُمْرَةِ شَيْءٌ ثَابِتٌ بِأَنَّهَا تَطَوُّعٌ
«Он является слабым и доводы не устанавливаются подобными хадисами. Нет относительно малого хаджа ничего достоверного, что он является желательным [а не обязательным]».
Ибн Абду-ль-Барр, да помилует его Аллах, сказал:
رُوِيَ ذَلِكَ بِأَسَانِيدَ لا تَصِحُّ , وَلا تَقُومُ بِمِثْلِهَا الْحُجَّةُ
«Об этом передается несколько цепочек хадисов, но они не достоверные. Доводы не устанавливаются подобными хадисами».
Имам Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал в книге «аль-Маджму’»:
اتفق الحفاظ على أنه ضعيف
«Ученые-хадисоведы (хафизы) единодушны в том, что он является слабым».
На слабость этого хадиса также указывает тот факт, что от самого Джабира, да будет доволен им Аллах, передаются слова об обязательности выполнения малого хаджа, как об этом будет сказано дальше.
Два других имама – Аш-Шафии и Ахмад, а также этого мнения придерживался имам аль-Бухари, да будет доволен ими Аллах, посчитали, что совершение малого хаджа (умра) является обязательным.
Они аргументируют свои слова об обязательности следующими доводами:
1. Ибн Маджа передает хадис, в котором сказано, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха:
يَا رَسُولَ اللَّهِ عَلَى النِّسَاءِ جِهَادٌ ؟ قَالَ: نَعَمْ ، عَلَيْهِنَّ جِهَادٌ لا قِتَالَ فِيهِ الْحَجُّ وَالْعُمْرَةُ
«О Посланник Аллаха, является ли сражение (джихад) обязательным для женщин? Он ответил: «Да, им обязателен джихад, в котором нет сражения – это хадж и умра»».
Имам Ан-Навави сказал в книге «аль-Маджму’»: «Цепочка этого хадиса достоверна и соответствует условиям аль-Бухари и Муслима». Также шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в книге «Сахих Ибн Маджа».
2. Известный хадис Джибриля, в котором он спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, об исламе, имане, ихсане, Судном дне и его признаках. В других версиях этого хадиса, которые передали Ибн Хузейма и Ад-Дарукутни от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, есть добавление, в котором упоминаются хадж и умра.
В этой версии сказано:
الإسلام أن تشهد أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله ، وتقيم الصلاة ، وتؤتي الزكاة ، وتحج البيت وتعتمر ، وتغتسل من الجنابة ، وتتم الوضوء ، وتصوم رمضان
«Ислам – это чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершал намаз, выплачивал закят, совершал хадж к дому Аллаха и совершал умру, купался от джанабы (осквернения), тщательно делал омовение и соблюдал пост в месяце рамадан», хадис передал Ад-Дарукутни с достоверной цепочкой.
3. Хадис, который приводят Абу Дауд и Ан-Насаи от Субайя ибн Маабада, который сказал:
كُنْتُ أَعْرَابِيًّا نَصْرَانِيًّا . . . فَأَتَيْتُ عُمَرَ ، فَقُلْتُ : يَا أَمِيرَ الْمُؤْمِنِينَ ، إِنِّي أَسْلَمْتُ ، وَإِنِّي وَجَدْتُ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ مَكْتُوبَيْنِ عَلَيّ فَأَهْلَلْتُ بِهِمَا ، فَقَالَ عُمَرُ : هُدِيتَ لِسُنَّةِ نَبِيِّكَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
«Я был бедуином-христианином…и пришел к Умару. Я сказал ему: «О повелитель правоверных, я принял ислам и обнаружил, что хадж и умра являются обязательными для меня, и совершил их». Тогда Умар ответил: «Ты был наставлен Аллахом на сунну твоего Пророка, мир ему и благословение Аллаха»».
4. Мнение группы сподвижников, среди которых Ибн Аббас, Ибн Умар, Джабир ибн АбдуЛЛах, да будет доволен ими Аллах.
Сказал Джабир, да будет доволен им Аллах: «Нет мусульманина, которому не была бы обязательна умра».
Сказал имам аль-Бухари: «Глава об обязательности хаджа и умры…»
Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет никого, кому не были бы обязательны хадж и умра».
Об этом высказались и некоторые современные ученые.
Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Более правильное мнение, что умра обязательна один раз в жизни также, как и хадж», см. «Фетвы Ибн База», 16\355.
Шейх Ибн Усеймин сказал в книге «Шарх аль-Мумти’»: «Учёные разногласят относительно умры, является она обязательной или желательной. Более достоверно, что она обязательна».
Хвала Аллаху Господу миров!
[Фетва переведена с небольшими сокращениями и поправками]
Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе