Как усмирить строптивую жену

Семейная жизнь не всегда оказывается такой, какой она кажется до свадьбы. В период сватовства жених и невеста стараются показать себя с самой лучшей стороны, не делать никаких ошибок, красиво одеваться и т. п. Но после свадьбы муж и жена привыкают друг к другу, и вся романтика, которая наблюдалась до свадьбы, начинает понемногу угасать. Так уж мы устроены. Привыкая к другому человеку, мы начинаем вести себя с ним так, как ведём себя обычно.

После брака возникают ситуации, когда жена, привыкая к мужу, уже не очень любит исполнять его просьбы и поручения. Бывает это не во всех семьях, многие не меняются, и в их доме по-прежнему царит взаимопонимание. Но обратных примеров достаточно.

Вначале она пытается делать всё идеально, выглядеть самой красивой, стремится во всём угодить мужу. Это относится не только к женщинам. Мужчины тоже становятся не такими идеальными, какими казались до свадьбы.

Со временем случаются первые семейные конфликты и недоразумения. Муж настаивает на своём, жена считает, что права она. Может быть, в этом тоже есть польза, потому как, выплёскивая отрицательную энергию, накопившуюся за долгое время, у супругов происходит своего рода «перезагрузка системы», и «компьютер семьи» вновь работает как надо.

Но порой, во время возникновения ссоры, мужчина пытается силой усмирить жену, дабы покончить с конфликтом, забывая о методах разрешения семейных конфликтов, указанных Всевышним Аллахом. Зачастую в ход идут кулаки и подручные предметы.

Многие могут и не подозревать, что в Коране и пророческой Сунне есть способ решения проблемы, возникшей между мужем и женой, далёкий от банального насилия. Мусульмане забыли многие наставления посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, среди которых и методы обращения со строптивой супругой.

Ниже, по воле Аллаха, мы затронем необходимые моменты, связанные с этими положениями, а также приведём метод устранения этой проблемы, указанный в Священном Коране. В общем, статья о том, как усмирить строптивую жену.

 

Что такое строптивость, и как на это смотрит ислам?

 

Строптивость (нушуз) в терминологии исламских учёных – это выход женщины из подчинения мужу путём невыполнения обязанностей, предписанных ей шариатом.

Ослушание и невыполнение женой своих обязанностей считается запретным действием и одним из больших грехов. Чтобы устранить это ослушание, шариат и ввёл особые методы воздействия на жену.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в чьих руках моя душа! Женщина не выполнит своих обязанностей перед своим Господом, пока не выполнит обязанностей перед мужем» (Ахмад, Ибн Маджа).

 

Бить или не бить – вот в чём вопрос…

 

Как уже было сказано, многие не знают, как согласно нормам ислама мужчина должен действовать в такой ситуации. Некоторые полагают, что избиение, даже несильное, является самым лучшим методом воспитания жены. Другие считают, что недопустимо бить жену ни в коем случае. Мы же приведём и рассмотрим действительно самый лучший метод устранения этой проблемы, который прописан в Коране.

Если в женщине будут проявляться признаки ослушания, и мужчине это не нравится, то, как гласит Коран, он должен поступить следующим образом.

Первым делом он должен сделать ей наставление (насыха) согласно Книге Аллаха и Сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Он должен напомнить ей, что Аллах не будет доволен ею до того, пока не будет доволен муж, и что её действия являются греховными. Муж должен постараться понять, в чём причина такого поведения жены и попытаться устранить её. Важно помнить, что проблема может быть заключена в самом муже, поэтому начальный этап разрешения проблемы должен быть связан с поиском причин конфликта как в жене, так и в муже. Как правило, если проблема, связанная с женой, не очень существенна, то богобоязненная женщина отступит от своих позиций и будет вести себя так, как подобает мусульманке.

Если выяснилось, что причина действительно была связана с женой, и после хорошего обращения мужа и наставления она всё равно продолжает настаивать на своём и не выполняет обязанностей, то мужчина применяет к ней следующий вид воспитания. Он отделяет своё ложе от неё и ночует, например, в другой комнате. Это он будет делать, пока она не исправится и не подчинится. Считается, что это очень действенный метод, сильно влияющий на женщину.

Возникает вопрос: а можно ли во время второй стадии воспитания не разговаривать с женой? Исламские учёные ответили, что на жену распространяется то же правило, что и в отношении братьев по вере. То есть в любом случае запрещено не разговаривать с женой больше трёх дней.

Если после обеих стадий жена всё ещё продолжает быть непокорной, то шариат разрешает мужу ударить жену. Однако не следует забывать, что под словом «ударить» не подразумевается избиение, удары, причиняющие увечья, нанесение ударов в определённые участки тела, лица, нанесение синяков и царапин и т. п. Всё это запрещено шариатом.

Смысл удара жены не заключён в её избиении, наоборот, это лишь метод её воспитания, который покажет супруге, как сильно муж недоволен ею. Умная женщина поймёт, что муж не стал бы просто так её бить, значит её поведение действительно противоречит шариату, значит ей нужно измениться.

Следует заметить, что учёные не сказали об ударе жены руками или кулаком. Наоборот, они указали на возможность воздействия сиваком (палочка, для чистки зубов) или носовым платком. Передаётся от Ата’ ибн Аби Рабаха, что он спросил Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Что подразумевается под словом ‘‘удар’’?» Он ответил: «Удар сиваком или подобной ему вещью» (Ибн Джарир, 5/68).

Таким образом, у нас получилось три стадии: наставление – разделение ложа – физическое воздействие.

На все эти три стадии указывает аят священного Корана: «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий» (Сура «Женщины», аят 34).

Необходимо отметить, что если какое-либо средство не приводит к желаемому результату, то применять его не следует.

Но бывают ситуации, когда даже всех трёх методов вместе не достаточно, чтобы устранить проблему и вернуться к нормальной жизни. Даже в таком случае шариат предусматривает метод решения проблемы, способный удержать семью, стремительно приближающуюся к распаду.

При возникновении тупиковой ситуации в семейной жизни и после применения мужем всех трёх методов, указанных в Коране, в разрешении конфликта принимают участие представители обеих сторон, которые назначаются для решения семейной проблемы. Представители будут обсуждать причины возникновения семейной ссоры, методы их устранения и пути нормализации ситуации между супругами. Они поговорят с мужем и с женой и, выслушав их требования и предложения, постараются найти общий язык и прийти к компромиссу. Такой метод тоже очень действенен, потому что муж может просто не слышать требований жены, не обращать на них внимания, считать, что в данной ситуации прав именно он. Также и супруга может ошибочно полагать, что муж обязан выполнять какие-либо особенные её требования или не имеет права на что-либо. Представители, которые изначально будут богобоязненными и подкованными, с точки зрения семейного исламского права, людьми, могут дать им хороший совет, исправить их ошибочные представления и подтолкнуть к тому, чтобы простить обиду, причинённую супругом.

Если после всего этого супруги всё равно не могут найти общего языка и единственным путём решения проблемы будет развод, то, возможно, он и будет тем «лекарством», которое вылечит душевные раны супругов.

 

А если неправ муж?

 

Всё вышесказанное касалось ситуации, когда источником проблемы была непослушная жена. Что же касается мужа, то тут немного иная ситуация. Если жена может наставлять мужа по Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, то прибегать к третьему методу – удару мужа – она не может. В силу своей слабости женщина должна обратиться к шариатскому судье, который принудит её мужа исполнять свои обязанности, если он их не выполняет. На сегодняшний день роль шариатского судьи могут исполнять имамы мечетей.

 

Заключение

 

«Скажи: ‘‘Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику’’», – говорит Всевышний Аллах. Это повеление мусульманам руководствоваться Кораном и Сунной во всех сферах их жизни. Брак и семейная жизнь – это взаимоотношения между людьми, которые особенно нуждаются в божественном руководстве, призванном защитить интересы обоих супругов. Совместная жизнь мужа и жены не будет счастливой, если они не станут подчиняться воле Аллаха, а будут руководствоваться своими умозаключениями при принятии решений. Это опасная практика, которая приводит к многочисленным распадам вроде бы благополучно основанных семей. Поэтому при возникновении спорных ситуаций, конфликтов или ссор супруги должны руководствоваться Кораном и Сунной, дабы заслужить довольство Аллаха и сохранить свою семью по Его милости.

И, конечно, мужу следует всегда помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своим жёнам…»

 

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *